Горячая линия: 8 (495) 539-59-58

Ручко Леонид Михайлович

05.11.1914 - 27.12.1996
Меcто рождения:
Украинская СССР,Сталинская обл.,Павловский район, с. Ново-Андреевка
Звание, в котором закончил войну:
старшина 2-ой статьи командир отделения трюмных машинистов крейсера " Красный Кавказ"
Год призыва:
1937
Воинское формирование, в котором закончил войну:
гвардейский крейсер "Красный Кавказ"

Военная биография

Леонид Михайлович Ручко был призван в ряды Красной армии с 1937 года,Великую отечественную Войну встретил на крейсере "Красный Кавказ" .Во время проведения одной из военных операций под шквальным огнем противника из строя были выведены гидротурбины крейсера , Леонид Михайлович в течение десяти часов, находясь в ледяной воде , опускался в затопленные помещения производя ремонт турбин и конопатку швов. А также помогал произвести высадку десанта под интенсивным огнем противника.На крейсере служил до окончания войны.

Великую отечественную войну крейсер «Красный Кавказ» встретил на Севастопольском рейде. 19 июня 1941 года боевой корабль вернулся с морских учений, а на рассвете 22 июня с его орудий открыли огонь по самолетам люфтваффе, налетевшим на город. Корабль начал совершать непрерывные походы с боями по защите Одессы и Севастополя.
Моряки крейсера «Красный Кавказ» наносили немалый урон германским войскам, осаждавшим Одессу. А в сентябре 1941 года крейсер высадил десант в тылу противника в районе Григорьевки. Эта успешная операция имела огромное значение по защите города. Уже через месяц по приказу Ставки Верховного командования во время эвакуации Приморской армии, крейсер «Красный Кавказ» в течение трех суток прикрывал своей дальнобойной артиллерией отход советских войск, нанося огромный урон врагу, а затем, приняв на борт более 2000 бойцов и фонды одесского банка, последним ушел из Одессы. На переходе морем крейсер вступил в охранение четырех теплоходов, на борту которых находилось до 40 тыс. солдат Приморской армии. Пять жесточайших атак фашисткой авиации были отбиты мощным огнем артиллерийских расчетов крейсера. Все корабли прибыли без потерь в порт Севастополь.
В тяжелые дни второго штурма Севастополя 21 и 22 декабря 1941 года гитлеровские войска были уверены в своей победе. Но соединение кораблей во главе с крейсером «Красный Кавказ» под артиллерийским огнем и бомбежками прорвалось в акваторию порта. С кораблей была произведена высадка 76 бригады морской пехоты, которая при огневой поддержке их артиллерийских орудий вступили в бой. Еще через день с транспортов была высажена 345-я стрелковая дивизия. Советским войскам удалось отбросить гитлеровцев от Севастополя.

Наиболее яркой страницей в судьбе легендарного крейсера «Красный Кавказ» стало его участие с другими кораблями и десантниками на борту в Керченско-Феодосийской операции. Вечером 28 декабря 1941 года, приняв 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, крейсер «Красный Кавказ» во главе соединения кораблей покинул порт Новороссийск. В 03:45 следующего дня настороженную тишину Феодосийского залива разорвали мощные залпы главного калибра крейсера. Следом за ним на занятый берег врагом обрушили огневой шквал и остальные корабли. Ощетинился огнем берег Черного моря. Крейсер «Красный Кавказ» подошел к внешней стенке широкого мола одного из причалов порта Феодосия и ошвартовался.
Рвались снаряды, осколки со звоном били по палубе. На мостиках, открытых постах дальномеров, у зенитных установок осколки выводили из строя моряков. Была нарушена центральная связь с орудиями. Управлять огнем стало сложно. Командир корабля отдал приказ: «Бить прямой наводкой». И тогда с новой силой загрохотали орудия. Но противник тоже усилил огонь.
По бортам кораблей били все огневые средства: артиллерия, минометы, пулеметы. Бухта освещалась ракетами. Крейсер «Красный Кавказ» очутился в затрудненном положении - в этом месте он освещался, и немцы могли его видеть. Германская артиллерия и минометы сосредоточили на нем весь огонь. Аварийные партии корабля, несмотря на многочисленные повреждения и пожары действовали самоотверженно и быстро устраняли повреждения. Тем временем десантники по выброшенному с левого борта трапу прыгали на подходящие катера и баркасы и устремлялись на берег.
Только к 10 часам утра город Феодосия был освобожден десантниками. А к вечеру в этот район прибыли главные силы 44-й армии. Под прикрытием кораблей началась высадка войск в Феодосийский порт. Трое суток крейсер «Красный Кавказ» прикрывал высадку эшелонов с войсками.
3 апреля 1942 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость и мужество экипаж крейсера «Красный Кавказ» был удостоен гвардейского звания.
После войны гвардейский крейсер «Красный Кавказ» был переоборудован в учебный корабль.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Керченско-Феодосийская операция, оборона Севастополя,Одессы, Феодосии, Новороссийский десант.

Награды ветерана

Орден Красной Звезды
Медаль «За отвагу»

Биография после войны

После окончания войны работал на ТЭЦ завода РОСТСЕЛЬМАШ г. Ростова-на-Дону старшим машинистом .

Рекомендованные материалы
Навеки восемнадцатилетняя Зоя
Навеки восемнадцатилетняя Зоя
27 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк П. Лидова «Таня».
Салюты Великой Отечественной войны
Салюты Великой Отечественной войны
Традиция проведения салютов в Советском Союзе начала формироваться в годы Великой Отечественной войн...
Второй фронт
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...