Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Военная биография

В 1942 году тов. Закс непосредственно участвовал в проектировании нового самолёта Ла-5, который в 1942 году заменил в серии самолёт ЛаГГ-3, и по своим лётным данным превосходил вражеские самолёты. В том же 1942 году в связи с требованиями воинских частей была проведена модернизация самолёта Ла-5, которая позволила увеличить его скорость на 50км/час. Эта работа требовала срочных испытаний с тем, чтобы успеть провести модернизацию до Сталинградских событий.
После успешно проведённых под руководством тов. Закс испытаний была проведена модернизация самолётов, что обеспечило существенное превосходство самолетов Ла-5ФН (так был назван модернизированный самолёт) над самолётами противника.
Для проведения модернизации самолётов Ла-5ФН на Курской дуге в воинскую часть генерала Лакеева был направлен заместитель Главного конструктора тов. Закс, который проводил модернизацию, а также обеспечивал конструкторские решения по ремонту самолётов Ла-5 и Ла-5ФН, возвращающихся с повреждениями после боя.
В 1944 году Л.А. Закс участвовал в модификации самолётов Ла-5 и Ла-7 под установки ускорителей Глушко, Чаломея и под его руководством были проведены испытания этих модификаций.

История жизни и опыт работы после войны

Закс Леонид Александрович родился 11 декабря 1912 года.
Закончив школу с электротехническим уклоном в 1929 году, поступил работать на Электрозавод в Москве в качестве электромонтёра.
В декабре 1931 года по путёвке Сталинского Р.К. Комсомола г. Москвы поступил в Московский Авиационный Институт, который с отличием закончил в июне 1937 года.
Ещё до окончания института в 1936 году поступил на работу в ЦАГИ, где проработал в аэродинамическом отделе до декабря 1937 года. В ЦАГИ совместно с В.П. Горским провёл работу по исследованию закрылков типа Фаулера, которая в 1937 году была опубликована в трудах ЦАГИ.
С января 1938 года Л.А. Закс переходит на работу на завод №301 Наркомата Авиационной промышленности, где до 1940 года работает начальником бригады аэродинамики.
С приходом в 1939 году на завод №301 Главного конструктора С.А. Лавочкина Закс принимает непосредственное участие в проектировании, а затем в испытании нового опытного самолёта ЛаГГ-1. В 1940 году Закс проводит испытания самолёта ЛаГГ-1 с увеличенной дальностью до 1000км, по результатам которых Правительством принимается решение о запуске этого самолёта в серию и присвоение ему названия ЛаГГ-3.Приказом Наркома тов. Шахурина Закс назначается заместителем Главного конструктора тов. Лавочкина и в этой должности Закс продолжает работать в течение всей последующей деятельности С.А. Лавочкина (до 1960г).
С 1945 по 1949 год тов. Закс принимает непосредственное участие в создании реактивных самолётов. За этот период времени были созданы и испытаны самолёты Ла-150, Ла-152, Ла-156, Ла-160 (первый самолёт в СССР со стреловидным крылом), Ла-174 (самолёт внедрён в серию под названием Ла-15), Ла-176 (первый самолёт в СССР, на котором получена звуковая скорость), Ла-200 (двухместный, всепогодный самолёт с радиолокационным прицелом).
Самолёты Ла-150 в количестве 10 штук и Ла-15 в количестве двух эскадрилий участвовали в воздушных парадах в дни авиации и 1 мая. Руководил подготовкой этих самолётов к парадам тов. Закс.
Начиная с 1950 года по 1960 год (год смерти С.А. Лавочкина) КБ Лавочкина перешло на создание новой ракетной техники.
Все работы по созданию комплексов наземного оборудования для этой техники и строительство мест испытаний этой техники на полигонах возглавляет заместитель Главного конструктора Л.А. Закс. Так им были созданы технические задания Центральному Проектному Институту Министерства обороны на строительство полигонов для изделий Б-200, В-300 в Капустином Яре в/ч29139, изделий «Воздух-Воздух» и «Буря» (стратегическая ракета дальнего действия) во Владимировке, изделия «Даль» на Балхаше. Как заместитель Главного конструктора тов. Закс согласовывал эти проекты, в течение многих лет основное время проводил на полигонах во время строительства, а затем руководил проведением испытаний самих изделий на этих полигонах.
Во время строительства серийных объектов Б-200, В-300 под Москвой, а также изделий «Даль» под Ленинградом тов. Закс в качестве представителя от разработчика инспектировал эти объекты и участвовал в их приёмке и сдаче в эксплуатацию.
После смерти С.А. Лавочкина до 1963 года Л.А. Закс продолжал работать заместителем Главного конструктора п/я 577 и руководить проектированием комплексов наземного оборудования и испытаниями изделий (в основном, окончанием тематики, которая была заложена ещё при С.А. Лавочкине).
В 1964 году Л.А. Закс был переведён на работу в п/я Г- 4632 в КБ тов. Барышева В.М., где до октября 1974 года работал начальником ОКБ и кроме непосредственных обязанностей руководил созданием комплексов наземного оборудования для изделий «Луна», «Венера», а также отработкой конструкторской документации изделия «Прогноз». Все эти темы делались по заданиям завода им С.А. Лавочкина.
Кроме этих тем тов. Закс участвовал в создании комплексов наземного оборудования «VIC» и «УС».


Деятельность заместителя Главного конструктора тов. Закс Л.А. была отмечена в книгах «Дерзкие старты» П.Т. Асташенкова, «Фронт идёт через КБ» М. Арлазорова и в книге М.Л. Галлая «Третье измерение».

Рекомендованные материалы
Аджимушкайские каменоломни
9 Мая 2016
Аджимушкайские каменоломни
После падения Керчи в середине мая 1942 года часть советских военнослужащих и гражданских лиц скрыли...
Салюты Великой Отечественной войны
25 Декабря 2015
Салюты Великой Отечественной войны
Традиция проведения салютов в Советском Союзе начала формироваться в годы Великой Отечественной войн...
Зиновий Колобанов – танковый ас
7 Января 2016
Зиновий Колобанов – танковый ас
Был короткий период в нашей истории, когда о самом трудном, драматическом для нашей страны первом го...