Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Романов Борис Владимирович

1914г. - 30.08.1942
Меcто рождения:
г.Москва
Меcто призыва:
г.Москва
Звание, в котором закончил войну:
Капитан, командир звена 1 АЭ 3-го Гвардейского истрибительного Авиаполка
Год призыва:
1935
Род войск:
Военно-воздушные силы
Воинское формирование, в котором закончил войну:
54 Армия 3 эскадрилия 3 Гвардейск. авиаполк

Довоенная биография

Родился 28.12.1914 г. в Москве. Работал монтером. В 1935 г. окончил 1-й курс МЭИ.
В РККА с августа 1935 г. В 1937 г. окончил военно-морское авиационное училище, лейтенант (1938), пилот в 38 иаэ и 8 аэ. С мая 1938 г. пилот 3 аэ 5 иап.
Участник боев на р. Халхин-Гол и советско-финляндской войны.
С 31.01.40 г. командир звена 3 аэ 5 иап.
С 28.04.40 г. командир звена в 94 аэ.
С 16.09.40 г. в 71 иап: командир звена 3 аэ, ст. лейтенант (26.11.40), с 14.06.41 г. зам. командира аэ.
С 24.01.42 г. командир 1 аэ 5 иап, гв. капитан (19.02.42), с 03.07.42 г. командир 3 аэ 3 гиап.
30.08.42 г. не вернулся с боевого задания.
Награжден орденами Красного Знамени (21.04.40), медалью «За отвагу» (22.02.41).
Имя увековечено на мемориале Борки.

Военная биография

23.07.41 г. Воздушные бои
23.07.1941 г. в 09:33 на отражение массированного налета вражеской авиации на Ленинград (20 Ju-88 и 10-15 Bf-109) вылетели летчики 5 иап (61 иабр, КБФ). В районе Ропши три МиГ-3 вели бой с шестью Ju-88. В районе Красногвардейска на высоте 1500 м А.В.Солдатовым и Максимовым сбит Ju-88. Второй Ju-88 сбил М.Г.Мартыщенко, но сам получил ранение осколком разрывной пули в бок. Посадку произвел на аэродром благополучно. Я.Т.Соболев и А.Н.Малявкин вели бой с двумя Ju-88 в районе Волосово. Соболев сбил оба Ju-88, один из них тараном. Однако его самолет был поврежден и разбился при вынужденной посадке. М.А.Ефимов сбил Bf-109. Г.Д.Костылев в районе Ропши, несмотря на противодействие истребителей противника, упорно атаковал Ju-88 и с четырех атак сбил его.
Летчики 71 иап (10 сабр, КБФ) И.И.Горбачев, Б.В.Романов и П.Н.Цветков на МиГ-3 в районе Везенберг на высоте 1500 м встретили Hs-126 и сбили его.
Для штурмовки сухопутного аэродрома в районе Турку вылетели с Ханко девять И-153 4-й аэ 13 иап (10 сабр) капитана Л.Г.Белоусова и два И-16 (А.К.Антоненко и П.А.Бринько). На аэродроме Турку самолетов противника не нашли. Белоусов подал команду: «Осмотреть порт Турку». В западной части гавани на воде обнаружили два гидросамолета. Несмотря на сильный заградительный огонь, Антоненко и Бринько расстреляли оба гидросамолета. Один советский истребитель (мл. лейтенант М.А.Чернов) был сбит огнем зенитной артиллерии
.
22.02.42 г. Отражение налета бомбардировщиков
22.02.1942 г. 09:28-10:20. Два ЛаГГ-3, два МиГ-3, два Як-1 из 3 гиап (61 иабр, КБФ), которые пилотировали летчики Мясников, Каберов, Романов, Федоров, Сухов и Качур, вылетали на разведку по маршруту Мга — Тосно — Шапки — Малукса. В районе Турышкино на высоте 3000 м встретили восемнадцать Ю-87, которые шли тремя группами под прикрытием 12-ти истребителей типа Ме-109 и Хе-113. Советские летчики атаковали бомбардировщиков сзади снизу под хвост. Один Ю-87 в результате атаки Мясникова и Каберова задымил и со снижением пошел на юго-запад. Другие бомбардировщики рассыпались. В момент атаки советские истребители сами были атакованы сверху сзади всей группой истребителей прикрытия противника. Бой принял индивидуально-групповой характер и протекал на виражах и вертикалях с постепенным смещением в район Шума. ЛаГГ-3 (по данным /2/ Як-1) Мясникова из-за повреждения радиатора мотора произвел вынужденную посадку на аэродроме Шум. Летчик легко ранен осколком в левую лопатку. Остальные летчики благополучно вышли из боя и приземлились на своем аэродроме.

14.03.42 г. Воздушные бои
14.03.1942 г. В 11:34 летчики А.Ф.Лазукин и Е.П.Герасименко из 4 гиап (61 иабр, КБФ) в районе д. Шала встретили и атаковали в лоб Ju-87. Самолет противника резко пикировал, преследуемый истребителями до 100 м. Падения не наблюдали. И-16 Лазукина был поврежден зенитным снарядом, раненый летчик привел его на аэродром и посадил. Через два дня Лазукин скончался от ран.
11:56-12:27. Шесть И-16 из 4 гиап (ведущий А.Ю.Байсултанов), охраняя войска в районе ст. Погостье, заметили пятнадцать Ju-87. Г.Д.Цоколаев повел свою группу в лобовую атаку. Открыв огонь из эрэсов, пушек и пулеметов, летчики заставили противника рассыпаться, сбив четыре Ju-87.
Семь И-16 из 4 гиап (ведущий М.Я.Васильев) вылетели на прикрытие войск 54-й армии. В 15:10 на высоте 2000 м над Макарьевским болотом встретили четыре Bf-109, которые от боя уклонились. В 15:12 на высоте 2200 м, заметив 18 Ju-87, атаковали их снизу спереди. Во время атаки сами были атакованы сзади сверху четырьмя Bf-109. Затем продолжали атаковывать пикирующие на войска Ju-87. Один "юнкерс" загорелся и со снижением пошел на свою территорию. Два других Ju-87 с черным дымом ушли к линии фронта. Советские летчики сорвали бомбовый удар противника, который не прицельно разбросал бомбы, в том числе и на свои войска. После ухода бомбардировщиков бой продолжался с истребителями противника на встречных курсах. В вираж Bf-109 не вставали, огонь открывали с дистанции 300 м. Всего в этом бою было сбито три Ju-87.
16:52-17:57. Три ЛаГГ-3 и два МиГ-3 из 3 гиап и два И-16 из 4 гиап сопровождали два Ил-2 в район Смердыня.
Из донесения гв. ст. лейтенанта Г.Д.Костылева: «В 17:08, подходя к району Оломно, на высоте 1800-2000 м слева увидел одного Ю-88, шедшего на этой высоте по направлению Оломно — Погостье. Т.к. самолет противника был с нами по пути, принял решение атаковать его. В паре с Ефимовым атаковал сзади сбоку с дист. 150 м. Задние стрелки Ю-88 вели по нам ответный огонь. Выпустив по Ю-88 четыре очереди из пушки и БС, увидел, что он стал делать правый вираж и снижаться. Тогда я подошел к нему на дист. 100 м и пушечно-пулеметным огнем вывел из строя моторы Ю-88. Самолет тянул со снижением к болоту Соколиный Мох и сел на лес юго-восточнее разъезда Жарок.
Ефимов, который после четырех очередей по первому Ю-88 отвалил к Ил-2, увидел на высоте 1500 м еще одного Ю-88, пикирующего на дорогу к Погостью, и атаковал его на пикировании с дист. 150 м. Ю-88 пытался перейти на бреющий, но был сбит Ефимовым. Врезался в землю и сгорел в трех км севернее Погостья. Выйдя из атаки по Ю-88, мы увидели наверху на высоте 2000 м восемь Ме-109, с которыми вели бой И-16 и МиГ-3. Мы тоже вступили в бой. Когда пришла еще одна группа из семи И-16, истребители противника ушли на свою территорию».
Из донесения гв. ст. лейтенанта С.И.Сухова: «Когда Ефимов и Костылев атаковали Ю-88, появилась группа Ме-109, а от озера Малуксинское на Погостье шли пять Ю-88 на высоте 1500 м. Их атаковали пара Ткачева, и чуть позже Ефимов и Костылев. Я в это время отбивал атаки Ме-109, которые атаковали Ефимова. ЛаГГ-3 стали в вираж, не давая Ме-109 атаковать себя. Ввиду невыгодного положения в бою пары МиГ-3, я стал прикрывать их. Этим было обеспечено свободное действие Ефимова и Костылева. В результате Ефимов сбил Ю-88, падение которого я наблюдал в районе между ст. Погостъе и Малукса».
Из донесения гв. ст. лейтенанта Н.К.Ткачева: «В 17:17 на подходе к цели встретили в районе ст. Погостье на высоте 1500 м один Ю-88 в сопровождении двух Ме-109, который шел вдоль линии фронта. Мы заходим на него, он делает правый разворот в нашу сторону. Принимаю решение атаковать в лоб. На дист. 1100-1200 м бросаю два РСа, которые разрываются — один выше бомбардировщика, другой — несколько ниже. С дист. 250-300 м открываю пулеметный огонь. Огонь с задней полусферы вели также ЛаГГ-3, которые после первой атаки в районе д. Кондуя ушли за штурмовиками. В это время по моему самолету открыли огонь с бомбардировщика. Ухожу влево вниз, делаю разворот на 180 градусов. Ю-88 также развернулся на 180 градусов и стал с резким снижением уходить вниз на свою территорию в направлении д. Дубовик. С задней полусферы бросил еще четыре РСа, которые разорвались несколько впереди, и с дист. 150-200 м дал 3-4 пулеметных очереди. Капитан Романов также вел огонь по этому самолету. Осматривая заднюю полусферу, увидел два самолета, которые заходили мне в хвост. Разворачиваюсь на них. С двух км они уходят с набором высоты на территорию противника. Романов продолжает вести огонь по Ю-88. Иду за ним. В 17:25 на фоне леса между д. Дубовик и Зенино, на высоте 20 м теряю Ю-88 из наблюдения. Предполагаю, что он упал в этом районе».
Успех боя Ткачева и Романова, командир 1-й аэ С.Г.Бондаренко объяснял тем, что «в районе цели было несколько групп наших истребителей, отвлекших на себя внимание сопровождающих истребителей противника Ме- 109ф, что дало возможность до подхода их сделать по Ю-88 две атаки в лоб и затем в хвост и сбить его до подхода Ме-109ф, а также ведение только прицельного огня, как РСами, так и из пулеметов».
В 17:28 в бой вступили подошедшие пять И-16 из 12 коаэ, которые связали боем четверку Bf-109. Летчик Б.С.Копьев был атакован Bf-109. Бой принял, атаку отбил, но немецкий летчик не уходил и сделал еще три атаки на Ил-2. Эти атаки Копьев тоже отбил. Когда второй Bf-109 сбил самолет сержанта М.Д.Масленникова над д. Кондуя, то оставшийся Bf-109 вновь попытался атаковать Ил-2. Копьев дал длинную очередь, и самолет противника с дымом ушел вниз. Самолет Копьева был подбит, но летчик благополучно произвел посадку на одно колесо.

24.08.42 г. Сопровождение штурмовиков
24.08.1942 г. четыре «харрикейна» из 3 гиап (61 иабр, КБФ) (ведущий Б.В.Романов) прикрывали Ил-2. При возвращении их с задания в Ладожском озере в районе о. Коневец в 13:55 на высоте 600-500 м на встречном курсе заметили четыре самолета, которые шли на 100 м ниже. Лобовой атаки не произвели, т.к. не определили точно чьи самолеты. Убедившись, что это «мессершмитты», первую атаку провели по переднему Bf-109 в хвост на горке двумя самолетами (Романов и Руденко). Второго Bf-109 атаковали в хвост Буряк и Ткачев. После первой же атаки в бою осталось два Bf-109. Затем бой проходил на виражах и горках. После шести - семи минут боя два Bf-109 ушли с набором высоты на свою территорию. Один самолет противника сбит и упал в воду, а падение второго из-за наличия дымки проследить точно было невозможно.

30.08.42 г. Удар по аэродрому Городец
30.08.42 г. 8 Ил-2 57 шап КБФ (8 бабр), 17 "Харрикейнов" 3 гиап КБФ (61 иабр) и 7 Р-40 "Киттихаук" совершили налет на аэродром Городец, где базировались Ju-88. 15 "Харрикейнов" несли эрэсы, а на машинах майора Мясникова и капитана Каберова стояли фотокамеры.
Одновременно другая группа самолетов блокировала аэродром Сиверская, где базировались немецкие истребители. Поэтому сопротивления в воздухе не было. Результаты бомбардировки были засняты. По данным фотосъемки в ходе налета на аэродроме удалось уничтожить 17 Ju-88 и два Bf-109.
Всего с 13:50 по 18:43 летчики 3 гиап произвели 32 самолето-вылета. В 18:20 в районе оз. Тиглицкое на высоте 1800 м самолеты Сухова и Романова бали атакованы пятью Bf-109. Сухов сбил один Bf-109. Самолет капитана Романова ушел в облачность и на аэродром не возвратился.

Награды ветерана

Орден Красного Знамени
Медаль «За отвагу»
Медаль «За боевые заслуги»

Биография после войны

Романов Борис Владимирович
Страна:
СССР
Годы жизни:
28.12.1914 - 30.08.1942 (НБЗ)
Место рождения:
Москва
Вид авиации:
Истребительная
Категория:
летчик
Места службы:
5 иап ВМФ
05.38‑04.40
Командир звена
94 иаэ ВМФ
28.04.40‑09.40
Командир звена
71 иап ВМФ
16.09.40‑01.42
Зам. командира аэ
5 иап/3 гиап ВМФ
24.01.41‑30.08.42
Командир 1-й аэ,
командир 3-й аэ
Воздушных побед:
3 в группе

Рекомендованные материалы
Зиновий Колобанов – танковый ас
7 Января 2016
Зиновий Колобанов – танковый ас
Был короткий период в нашей истории, когда о самом трудном, драматическом для нашей страны первом го...
Начало Берлинской операции
19 Апреля 2016
Начало Берлинской операции
16 апреля 1944 года – начало битвы за Берлин (Берлинская наступательная операция).
Ялтинская конференция
9 Февраля 2016
Ялтинская конференция
4 февраля 1945 г. в Крыму открылись переговоры Сталина, Рузвельта и Черчилля.