Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Федотов Василий Федорович

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
с.Чернозубовка Рузаевский район Кокчетавская обл.
Меcто призыва:
Балкашенский РВК

Военная биография

Призыв в армию. Маршрут моей службы. Балкашинский Райвоенкомат – медкомиссия, город Атбасар – грузимся в вагоны и в Акмолинск. В Акмолинске эшелон до города Уфа, станция Алкино-2, медкомиссия – обмундирование, принятие присяги, зачисление в 31 стрелковый полк, рота ПТР. Живем в землянках – в каждой не менее 200 человек, двухъярусные нары из горбыля. Матрацная наволочка и подушечная, одеяло, землянки не отапливаются, в них и так душно даже зимой. Обмундирование армейское, обмотки вместо сапог. Каждое утро зарядка при любой погоде. Умываться снегом, с мылом при любом морозе. То, что за день намокло – портянки, брюки, обмотки – стелили на матрац, и своими боками сушили. Закончилась подготовка, снова грузимся в эшелон – (ночью) куда? Никто из командиров не говорит. Тогда мы им говорим – подождем до утра, а утром сами узнаем куда будет идти эшелон – на Запад или Восток. И так на Восток. На Дальний Восток прибыли в феврале – село Романовка (там карантин), медкомиссия, переобмундирование (с пехотного на флотское). Нас группу (10-15 человек) направляют в город Суган для прохождения курса молодого краснофлотца. Там мы снова принимаем присягу и нас начинают посылать в караул на охрану военных объектов, но с предупреждением, что граница рядом, шпионов и диверсантов много, а склады располагались в тайге – 1-2 километра от части. Вокруг склада лес вырублен был на 20-30 метров, обтянут колючей проволокой, а часовой один. Поэтому ночью вокруг склада передвигались боком – спиной к стене, в темные ночи надеялись только на свой слух. После окончания курса нас молодых отправляют на остров Русский. Там начинается настоящая подготовка. На плацу, где нас тренировали, тренировались и десантники североморцы, командир у них был дважды герой, были и герои СССР, а ордена были у всех. Они были подготовлены, поэтому тренировались мало, а покуривая смотрели как нас муштруют. Что они думали о нас можно прочитать в мемуарах. Часто поднимали по тревоги, но после проверки, объявляют «отбой». По тревоги нас подняли и 8 августа, когда мы выбежали на построение, без всяких слов поняли, что началась война. Все сопки были синими от дыма, и очень пахло порохом. Зачитав приказ о начале войны с Японией, нас, вторую роту, обратно в кубрик не отпустили, а повели в столовую, где столы были уже накрыты, хотя было раннее утро, солнце еще не взошло. После завтрака повели на склад боепитания, там получили автоматы ППШ с диском. И со склада на пирс, где стоял подготовленный корабль. Погрузились и во Владивосток. Во Владивостоке нас ждали воинские грузовые машины, на которых наша вторая рота, теперь уже автоматчики, поехали выполнять свой воинский долг. А задачу нам поставили – охранять штаб Тихоокеанского флота. Штаб находился в тайге, в одной из сопок. Снаружи сопка как сопка, метров 500-700 высотой, покрыта тайгой, никаких подъездных путей, входы как в тоннель, для поездов замаскированы маскировочными сетями. Ни с воздуха, ни с земли не определить, что здесь что-то есть. Японская Квантунская армия, численностью до миллиона – была хорошо подготовлена и вооружена, и в первые дни войны, японцы в плен не сдавались, а делали харакири, т.е. вспарывали себе кинжалом животы. Были и смертники. В самом начале войны, один самолет летал над Владивостоком, над бухтами и заливом, искал себе цель - или самое большое здание или корабль. Недалеко от города в бухте стояли два больших танкера, стояли почему-то рядом. Вот эту цель и выбрал смертник, одним ударом, два корабля и он выполнил, что намечал, направил свой самолет между кораблями, но бомбы не взорвались. И его не сбили, потому что он летал на нашем самолете с нашими опознавательными знаками. Вскоре японцы поняли, что сопротивление бесполезно, стали сдаваться в плен целыми воинскими частями. Марина, ты спрашиваешь о подвигах? Отвечаю. О подвигах мы не мечтали, мы выполняли свой долг и долг военного выполнять приказы. Из дисциплинарного устава. Статья «приказ начальника – закон для подчиненного. Приказ должен быть выполнен беспрекословно точно и в срок». За невыполнение приказа в военное время расстреливали перед строем или судили судом военного трибунала, и отправляли в штрафные батальоны.
После окончания войны, нас вторую роту перебрасывают снова на остров Русский, в 1 ОШМАС (первая объединенная школа младших авиационных специалистов), где я учился на стрелка – радиста. В декабре сдали экзамены и нас распределили по частям. Я с группой товарищей попал в 66 мало-торпедный авиаполк, который начал формироваться в Безенчуке Куйбышевской области. 31 декабря погрузились в состав и в 12.00, когда куранты во Владивостоке отбивали полночь, наш состав отходил от вокзала. Прибыли в Куйбышев в феврале, первую ночь провели всей группой на гауптвахте за драку (сошлись два состава, с Запада демобилизованные из пехоты и наш состав – моряки), а на другой день отвезли нас в дом Правительства (в войну Правительство находилось в Куйбышеве). Помыли, накормили, устроили для нас экскурсию, а потом отвезли к поезду на Безенчук. С февраля 1946 года, я в 66 полку. Пока самолетов не было, изучали их устройство в классах, учились прыгать с парашютом. Летом уже стали летать на ТУ-2. Когда все летчики самостоятельно стали летать на ТУ-2, наш полк перебазировался в город Новая Ладога, где река Волхов впадает в Ладожское озеро. На левом берегу город, на правом наш аэродром. В Новой Ладоге простояли год, а потом перебазировались в город Кронштадт. Военно-морская крепость расположена на острове Котлин, 30 километров от Ленинграда. Место, где мы жили – «база Литке», посередине острова, аэродром в западной части острова, город в восточной. Аэродром небольшой, и еще в конце аэродрома в сторону города проходит «Петровский вал и ров», который мешал при взлете и посадке, поэтому мы сровняли метров тридцать-сорок вала, засыпали ров. Зимой были в Кронштадте, а на лето выезжали в летние лагеря в поселок Котлы. Там хороший аэродром, но жилой городок разбит – там хозяйничали немцы во время войны. Война была окончена, но Финляндия не хотела заключать с СССР договор, она тянулась к Америке, наверно, поэтому мы часто, выполняя задание в одиночку, залетали на финскую территорию, показать, что мы рядом, а Америка далеко. А когда в 1948 году был подписан договор, летать туда уже не стали. Однажды всем полком летали бомбить немецкий крейсер, который не поделили союзники, и когда возвращались, летели над Таллинном, у нас с правого мотора оторвался пропеллер с редуктором и сели на вынужденную в аэропорту Таллинна. Самолет наш затащили к мастерским, и там он стоял, пока не сменили мотор – больше месяца. Живя в Таллинне, я понял, что эстонцы нас ненавидят, особенно военных. Поэтому ходить в одиночку нам запрещали, особенно если идти в парк «Кадриорг». Хороший парк, большой, на берегу моря, где есть все: и стадион, и летний театр, и торговые заведения, и танцплощадки. И так, в Кронштадте я служил до 1951 года, в начале 1951 года пришел приказ из Москвы откомандировать стрелка-радиста Федотова в распоряжение Командующего Черноморским флотом в город Севастополь. В штабе получил направление в город Евпатория, где создавалась отдельная эскадрилья перегонщиков новых реактивных самолетов ИЛ-28 и ТУ-14. Материальную часть изучали в Евпатории, а летать ездили в город Саки. Летом вышел приказ о демобилизации 1927 года. Меня агитировали остаться на сверхсрочную – отказался и меня с этой эскадрильи списали, и направили в город Саки, где я и закончил свою службу.
Осенью 1945 года во Владивостоке состоялся парад Победы. Я участник. Если когда-нибудь будет эта хроника, узнать нашу роту легко – нас нарядили в летчики, т.е. кожаные реглены, шлемофоны, и нацепили парашюты.

Биография после войны

Осенью 1951 года приехал в с.Жаксы через месяц устроился на работу учителем начальных классов и физруком.в 1987 году ушел на пенсию.

Рекомендованные материалы
Прочти меня, если сможешь
8 Января 2016
Советские "тьюринги" и криптография времен Великой Отечественной Войны
Освобождение Крыма
8 Апреля 2016
8 апреля 1944 года – начало освобождения Крыма Красной армией.
И. Д. Черняховский
18 Февраля 2016
Иван Данилович Черняховский – один из наиболее талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе...