Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Панферова (девСтаростина) Надежда Петровна

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
деревня Красновидово, Московской области

История жизни и опыт работы во время войны

В феврале 1940г. бабушка поступила на авиационный завод № 24 им. М.В. Фрунзе делопроизводителем. Осенью 1941 г. основное производство эвакуировали в г.Куйбышев и бабушка вернулась к родным в деревню. После освобождения деревни от фашистов и создания в феврале 1942г. Гос. авиамоторного завода № 45 в Москве (на базе эвакуированного предприятия), бабушка вернулась на завод и стала контролером ОТК дойдя до наивысшего разряда.

Награды ветерана

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

История жизни и опыт работы после войны

В феврале 1940г. бабушка поступила на авиационный завод № 24 им. М.В. Фрунзе делопроизводителем. Когда немецкие войска были на подступах к Москве (в октябре 1941г.) завод по решению правительства был эвакуирован в г. Куйбышев. Бабушка не поехала в эвакуацию, а вернулась в свою деревню. Через некоторое время в нее вошли немцы. Несколько месяцев жители деревни были в оккупации. В конце ноября всех жителей собрали и погнали в Германию. Бабушкиной и еще одной семье с 6 детьми удалось ночью сбежать и укрыться в овраге на берегу реки Истры. Там они просидели 4 дня. Отступая фашист сжег всю деревню. Осталось только разрушенное здание больницы. В нем все оставшиеся жители деревни и жили. После наступления наших войск стали строить землянки и налаживать быт. В деревню потихоньку стали возвращаться и другие жители. В феврале 1942г. по решению ГКО СССР на базе вновь созданного завода № 337 организован Государственный авиамоторный завод № 45 (основное предприятие работало все так же в Куйбышеве). Бабушка вернулась на завод стала контролером ОТК. В военные годы завод работал круглосуточно. Приходилось работать по несколько смен без перерыва, не уходя домой, а зимой и в неотапливаемых цехах, постоянно недоедать. Лозунг "Все для фронта, все для победы!" стал главной движущей силой для всех наших людей в те годы. Миллионы деталей двигателя самолета прошли через ее руки. В 1942г. было восстановлено серийное производство авиадвигателей и к июлю завод уже выпустил первые пять двигателей АМ-38 ген.конструктора А.А. Микулина для самолета ИЛ-2. В 1943г. Завод стал выпускать двигатели АМ-38 и АМ-38Ф для бронированного штурмовика ИЛ-2. За годы войны было произведено более 41 тысячи штурмовиков ИЛ-2. На более чем 10 тысячах из них были установлены моторы "Завод № 45". 1944 год. завод стал выпускать дизельные двигатели АЧ-З0Б гл. конструктора ЦИАМ А.Д. Чаромского для бомбардировщиков Ер-2 и Пе-8. А в 1945 г. за образцовое выполнение заданий по производству моторов для боевых самолетов в годы войны завод награжден орденом Ленина. В годы войны коллектив завода 19 месяцев подряд завоевывал переходящее Красное Знамя Гос. комитета обороны. После войны знамя было передано заводу на вечное хранение.
После окончания войны бабушка продолжала работать на заводе. Развитие авиационной отрасли страны (освоение производства первого отечественного турбореактивный двигатель ТР-1,реактивные двигатели РД-45 и ВК-1 и т.п.), история завода стала историей ее жизни. Выйдя замуж за рабочего этого же завода (дедушка прошел всю войну танкистом), родив 2-х детей, воспитав 2-х внучек и 2-х правнуков бабушка не раз была отмечена благодарностями, званиями "Лучший контролер завода" и "Отличник качества". Всю свою трудовую жизнь она посвятила одному месту работы - любимому заводу.

Рекомендованные материалы
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
14 Января 2016
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
В памяти народа навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны и советско-яп...
Освобождение Крыма
8 Апреля 2016
Освобождение Крыма
8 апреля 1944 года – начало освобождения Крыма Красной армией.
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
2 Мая 2016
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
Знамя Победы является символом великого подвига народов нашей страны, сокрушивших германский фашизм,...