Горячая линия: 8 (495) 539-59-58

Парамонов Виктор Иванович

Дата рождения 04.02.1917
Меcто рождения:
Москва
Меcто призыва:
ВВС Балтийского флота
Звание, в котором закончил войну:
Генерал - лейтенант авиации в отставке, лётчик - истребитель и воздушный разведчик ВВС КБФ, командир авиационного корпуса.
Дата призыва:
1941
Воинское формирование, в котором закончил войну:
4-я эскадрилья 5-го истребительного авиационного полка

Военная биография

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Был штурманом 4-й эскадрильи 5-го ИАП ВВС КБФ, летал на И-16.
31 Июля 1941 года звено И-16 ( лётчики В. И. Парамонов, В. В. Миронычев и В. В. Шерстобитов ) в районе Волосово встретили группу Ме-109, количество которой не определили, так как начался воздушный бой. В районе станции Кикерино они сбили группой один "Мессер". В атаке также принимало участие звено Як-1 из 71-го ИАП КБФ.
С Февраля 1942 года был заместителем командира 13-й ОКИАЭ ( 61-я авиационная бригада ), летал на И-16 и ЛаГГ-3.
С Января 1943 года - командир эскадрильи 13-го КИАП ( 9-я штурмовая авиационная дивизия ), летал на ЛаГГ-3. Основная задача - прикрытие и сопровождение самолётов Ил-2 из состава 7-го ШАП.
С Ноября 1943 года - командир эскадрильи 12-го ИАП, летал на Як-7Б. Основная задача - прикрытие и сопровождение Ил-2 из состава 35-го ШАП.
С Апреля 1944 года до окончания войны - командир 43-й раэведывательной эскадрильи 15-го ОРАП, летал на Як-9Д. Основная задача - оперативная разведка ВМБ, аэродромов и кораблей противника в интересах командования КБФ и Ленинградского фронта.
В годы войны участвовал в обороне и освобождении Ленинграда и Ленинградской области; Таллинна и Эстонии; освобождении Риги, Латвии и Литвы; защите "Дороги жизни" и Кронштадтской ВМБ; взятии Кёнигсберга, Данцига, Гдыни и других населённых пунктов. Всего выполнил 462 боевых вылета, в том числе: 16 - на штурмовку живой силы и техники противника; 179 - на сопровождение штурмовой и бомбардировочной авиации; 101 - на разведку ВМБ и кораблей противника в море. Проведя более 30 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе около 10 самолётов противника ( по некоторым источникам - 4 лично и 3 в группе с товарищами ).

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • 31 Июля 1941 года звено И-16 ( лётчики В. И. Парамонов, В. В. Миронычев и В. В. Шерстобитов ) в районе Волосово встретили группу Ме-109, количество которой не определили, так как начался воздушный бой. В районе станции Кикерино они сбили группой один "Мессер". В атаке также принимало участие звено Як-1 из 71-го ИАП КБФ.
  • В 1939 - 1940 годах в составе 5-го ИАП ВВС КБФ принимал участие в Советско - Финляндской войне. Выполнил 85 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153.
  • В 1939 году участвовал в боях на реке Халхин - Гол в составе 70-го ИАП ВВС 3абайкальского военного округа. Совершил 28 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153.
  • В годы войны участвовал в обороне и освобождении Ленинграда и Ленинградской области; Таллинна и Эстонии; освобождении Риги, Латвии и Литвы; защите "Дороги жизни" и Кронштадтской ВМБ; взятии Кёнигсберга, Данцига, Гдыни и других населённых пунктов. Всего выполнил 462 боевых вылета, в том числе: 16 - на штурмовку живой силы и техники противника; 179 - на сопровождение штурмовой и бомбардировочной авиации; 101 - на разведку ВМБ и кораблей противника в море. Проведя более 30 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе около 10 самолётов противника
  • На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Был штурманом 4-й эскадрильи 5-го ИАП ВВС КБФ, летал на И-16.
  • С Апреля 1944 года до окончания войны - командир 43-й раэведывательной эскадрильи 15-го ОРАП, летал на Як-9Д. Основная задача - оперативная разведка ВМБ, аэродромов и кораблей противника в интересах командования КБФ и Ленинградского фронта.
  • С Ноября 1943 года - командир эскадрильи 12-го ИАП, летал на Як-7Б. Основная задача - прикрытие и сопровождение Ил-2 из состава 35-го ШАП.
  • С Февраля 1942 года был заместителем командира 13-й ОКИАЭ ( 61-я авиационная бригада ), летал на И-16 и ЛаГГ-3.
  • С Января 1943 года - командир эскадрильи 13-го КИАП ( 9-я штурмовая авиационная дивизия ), летал на ЛаГГ-3. Основная задача - прикрытие и сопровождение самолётов Ил-2 из состава 7-го ШАП.

Награды ветерана

Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За отвагу»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Биография после войны

По окончании войны до конца 1948 года продолжал службу в 15-м ОРАП в должности комэска на самолётах Як-9Д и Р-63С "Кингкобра" ( в городе Мамоново Калининградской области ). С конца 1948 года по Ноябрь 1950 года - командир 314-го ИАП ( 9-я штурмовая авиационная дивизия ), на самолётах Як-9Д и Р-39 "Аэрокобра" ( аэродром Гарц, ГДР ). С Ноября 1950 года по Ноябрь 1952 года - слушатель Высших лётно - тактических курсов ВМС в Риге ( самолёты Ла-11 и МиГ-15 ). По окончании ВЛТК был командиром 405-го ИАП ( 508-я ИАД ВВС ТОФ, аэродром Тучензы, КНР ). С Июня 1953 года полк в составе 55-го ИАК ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, аэродром Цзинь - Цжоу, КНР ), на самолётах МиГ-15бис. С Февраля 1954 года по Июнь 1956 года - заместитель командира 303-й ИАД ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, посёлок Галенки Приморского края ), на самолётах МиГ-17. С Июня 1956 года по Июль 1958 года - командир 153-й ИАД ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, затем в составе 23-го корпуса ПВО 11-й ОА ПВО ДВО, на самолётах МиГ-17. В 1958 - 1959 годах был слушателем Высших авиационных курсов Академии Генерального штаба ВС СССР.
По окончании ВАК - заместитель командира 14-го корпуса ПВО Закавказского ВО ( город Тбилиси ). С Июля 1960 года - командир 26-й дивизии ПВО 14-й ОА ПВО Забайкальского ВО ( город Иркутск ). С Июля 1961 года - командир 21-го корпуса ПВО 10-й ОА ПВО Ленинградского ВО ( город Североморск ).
С февраля1969 года по декабрь 1970 года - специалист РВС Кубы ( город Гавана ). С 1971 года по октябрь 1974 года - заместитель начальника ГШ Войск ПВО страны по боевому управлению. С октября 1974 года - в запасе, затем в отставке.
Всего прослужил в Вооружённых Силах 39 лет, освоил 29 типов самолётов, совершил 4378 полётов с налётом 2054 часа. Из них: днём - 3926 полётов ( налёт 1843 часа 46 минут ); ночью - 452 полёта ( налёт 210 часов 15 минут ). В том числе в сложных метеоусловиях 188 часов 32 минуты.

Рекомендованные материалы
Бой Чехословацкого батальона у деревни Соколово
Бой Чехословацкого батальона у деревни Соколово
3–13 марта 1943 г. впервые на советско-германском фронте в бой вступил 1-й Чехословацкий отдельный п...
Салюты Великой Отечественной войны
Салюты Великой Отечественной войны
Традиция проведения салютов в Советском Союзе начала формироваться в годы Великой Отечественной войн...
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Легендарный шедевр советского, да и мирового танкостроения, вошедший во все справочники под индексом...