Горячая линия: 8 (495) 539-59-58

Борозинец Степан Николаевич

Дата рождения 20.08.1922
Меcто рождения:
с. Актюба. Таврического района Восточно-Казахстанской области
Меcто призыва:
г. Семиполатинск
Звание, в котором закончил войну:
Полковник. Герой СССР
Год призыва:
1941
Воинское формирование, в котором закончил войну:
г. Оренбург. военная авиационная школа пилотов. 569 штурмовой авиационный, Осовецкий, Краснознаменный, ордена Суворова III полк

Военная биография


В апреле 1941 года был призван в Советскую Армию и направлен в военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года Борозенец С.Н. - курсант Оренбургской военной авиационной школе пилотов, которую закончил в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта.

После завершения полного курса обучения был направлен в 34-й запасной авиационный полк (ЗАП) [1], базировавшийся на аэродроме Дядьково севернее г. Дмитров Московской области. Полк занимался подготовкой экипажей штурмовиков Ил-2 к ведению боевых действий. В октябре 1943 года Борозенец С.Н. был направлен в действующую армию на 1-й Белорусский фронт (впоследствии 2-й Белорусский фронт), в 4-ю воздушную армию, 4-й штурмовой авиационный корпус (ШАК).

Лётчик, затем командир звена 569-го штурмового авиационного Осовецкого орденов Красного Знамени и Суворова III степени полка (ШАП) [3] 199-й штурмовой Слонимской авиационной дивизии (ШАД).

Лейтенант Борозенец С.Н. произвел более 100 боевых вылетов на штурмовку военных объектов противника.
Его штурмовик в боях уничтожил: Танки — 3, Паровозы — 6, Вагоны — около 120, Склады с горючим и боеприпасами — 9, Батареи зенитной и полевой артиллерии — 36, Автомашины — 84.

В составе нештатной разведывательной авиационной эскадрильи 4-го ШАК Борозенец С.Н. на своём Ил-2 неоднократно выполнял полёты на воздушную разведку.

На фото: первый справа С.Н. Борозенец

Участвовал в операциях по прорыву укрепленной полосы и уничтожению окруженной вражеской группировки в районе г.Бобруйска, в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, в Данцигско-Гдынской операции, в прорыве укрепленной полосы противника на западном берегу реки Одер.

В июле 1944 года в бою в районе г. Слоним штурмовик С.Н. Борозенца был подбит. Лётчик сумел посадить горящий самолёт на железнодорожную насыпь, пересекавшую лесной массив, получив при этом серьёзные травмы лица и спины.

В феврале 1945 года при возвращении с боевого задания над территорией Польши эскадрилья штурмовиков была атакована группой из 52 истребителей противника. Самолёт С.Н. Борозенца был обстрелян, лётчик получил ранение, а его воздушный стрелок, рядовой Леонид Балашенко, погиб.

Окончание войны Борозенец С.Н. встретил в Германии на аэродроме Рехлин к северу-востоку от г. Берлин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, лейтенанту Борозенцу Степану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Участвовал в операциях по прорыву укрепленной полосы и уничтожению окруженной вражеской группировки в районе г.Бобруйска, в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, в Данцигско-Гдынской операции, в прорыве укрепленной полосы противника на западном берегу реки Одер.

Награды ветерана

Орден Красного Знамени
Орден Ленина
Орден Отечественной войны 1 степени
Орден Отечественной войны 2 степени
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Золотая Звезда»

Биография после войны

После войны отважный лётчик-штурмовик продолжил службу в Вооружённых Силах СССР.

В сентябре 1945 года 569-й ШАП был перебазирован из Рехлина в Польшу на аэродром Бжег (Бриг), где находился до конца 1945 года.

Затем личный состав полка, оставив свои самолёты, был перебазирован в Закавказский военный округ на аэродром Насосная севернее г. Баку Азербайджанской ССР.
В апреле 1946 года 199-я ШАД была расформирована.
Борозенцу С.Н., к тому моменту командиру эскадрильи, был предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский ШАП 10-й гвардейской ШАД [, базировавшийся на аэродроме Кутаиси Грузинской ССР и летавший на самолётахИл-10. Занимал должности командира звена, зам. командира эскадрильи, командира эскадрильи.

В 1948 году Борозенец С.Н. окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки лётчиков. В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956 года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина .
В период учёбы летал на самолёте МиГ-15.

После окончания академии Борозенец С.Н. был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк (БАП) 32-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД) Прикарпатского военного округа, базировавшийся на аэродроме Черляныюго, западнее г. Львов Украинской ССР и летавший на самолётах Ил-28, затем - Як-28. Занимал должности командира эскадрильи, зам. командира полка, командира полка. С октября 1965 года переведен на должность офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии в г. Львове.

С лета 1967 года и по декабрь 1972 года проходил службу в Южной группе Войск (ЮГВ) на территории Венгрии, в г. Будапеште в должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии.

С 1972 года по 1990 год проживал в г. Харькове Украинской ССР.

Работал старшим преподавателем кафедры тактики в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков (ХВВАУЛ) им. С.И. Грицевца.

С марта 1978 года полковник Борозенец С.Н. – в запасе. Работал инженером в Харьковском проектном и научно-исследовательском институте ПромСтройНИИпроект. С 1990 года по 1995 год проживал в г. Москве.

Участник парада ветеранов в честь 50-летия Победы 9 мая 1995 года в г. Москве.

В 1995 году по состоянию здоровья переехал в Чикаго, США, где и проживает в настоящее время. Долгое время возглавлял работу Чикагской ассоциации участников второй мировой войны.

Рекомендованные материалы
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Легендарный шедевр советского, да и мирового танкостроения, вошедший во все справочники под индексом...
Деревня Хатынь
Деревня Хатынь
22 марта 1943 г. фашистскими карателями сожжена деревня Хатынь.
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Война, полководческая деятельность – самое трудное, многогранное, кровавое дело из всех отраслей чел...