Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Ступишин Михаил Протасович

02.11.1916 - 17.05.1980
Меcто рождения:
Деревня Михальчиково ныне Кстовского района Нижегородской области в семье крестьянина

Военная биография

В 1935 году был призван в Красную Армию и по комсомольской путевке направлен в Ворошиловградскую летную школу. В 1937 году он окончил её с отличием, но стать военным летчиком тогда не довелось. Молодого летчика срочно демобилизуют и он уезжает в город Горький. В местном аэроклубе Ступишин работал инструктором, здесь и встретил начало Великой Отечественной войны.

В декабре 1941 года вновь призван в армию. За первые пять месяцев на Западном фронте Ступишин М.П. совершил 24 боевых вылета на легком ночном бомбардировщике По-2. В мае 1942 года освоил штурмовик Ил-2, на котором воевал до последнего дня.

Летчик-штурмовик Ступишин М.П. водил группы самолетов на выполнение самых сложных и опасных заданий. Два раза был ранен и один раз контужен. Прошел путь от рядового летчика до штурмана полка.

К августу 1944 года майор Ступишин М.П. совершил 98 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. В сентябре 1944 года его направили на учёбу в Военно-воздушную академию. Всего к тому времени провел 133 боевых вылета. Но учиться в академии не пришлось: сказалась контузия. Пришлось лечиться по госпиталям, восстанавливать здоровье, чтобы не расставаться с авиацией.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Ступишину Михаилу Протасовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Из беседы с дочерью Ступишина Михаила Протасовича: "Мои воспоминания об отце самые теплые, добрые и нежные. Вот только видела его редко:такая у него была такая работа. В нашей семье хранится документальная книга "Повесть о крылатом друге". В ней описывается вся судьба моего отца: от нищего детства до освоения Арктики и Антарктики. Еще мы храним семейную реликвию - альбом " Мой боевой путь", где папа собрал все военные фотографии и вырезки из армейских газет. А газетных публикаций о нем было много".

История жизни и опыт работы после войны

В 1946 году майор Ступишин уволен в запас. Но с авиацией не расстался, перешел в Гражданский воздушный флот. Два года водил самолеты на международных линиях, летал во Францию, Италию, Швейцарию, Грецию.

В 1948 году он перешел в полярную авиацию. Участвовал во многих высокоширотных экспедициях, летал на дрейфующие станции. Обеспечивал на Ан-2 работу станции «Северный полюс-3». За мирный труд был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Участвовал он и в первом сверхдальнем перелете по маршруту Москва-Антарктида-Москва, который проходил с декабря 1961 года по февраль 1962 года. На самолетах Ил-18, в экипаже которого был М.П. Ступишин, и Ан-12 на полярный континент были доставлены участники 7-й Советской Антарктической экспедиции. За этот перелет он был награждён орденом Ленина.
В 1963 году вновь участвовал в сверхдальнем перелете в Антарктиду.
За плечами у Героя Советского Союза М.П. Ступишина почти 4 миллиона километров воздушных дорог, 625 дней в воздухе.
С 1966 года Михаил Протасович Ступишин- пенсионер. Жил в Москве.

Скончался 17 мая 1980 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище.

Рекомендованные материалы
Салюты Великой Отечественной войны
25 Декабря 2015
Салюты Великой Отечественной войны
Традиция проведения салютов в Советском Союзе начала формироваться в годы Великой Отечественной войн...
Прочти меня, если сможешь
8 Января 2016
Прочти меня, если сможешь
Советские "тьюринги" и криптография времен Великой Отечественной Войны
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
14 Января 2016
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
В памяти народа навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны и советско-яп...