Ступишин Михаил Протасович

02.11.1916 - 17.05.1980
Меcто рождения:
Деревня Михальчиково ныне Кстовского района Нижегородской области в семье крестьянина

Военная биография

В 1935 году был призван в Красную Армию и по комсомольской путевке направлен в Ворошиловградскую летную школу. В 1937 году он окончил её с отличием, но стать военным летчиком тогда не довелось. Молодого летчика срочно демобилизуют и он уезжает в город Горький. В местном аэроклубе Ступишин работал инструктором, здесь и встретил начало Великой Отечественной войны.

В декабре 1941 года вновь призван в армию. За первые пять месяцев на Западном фронте Ступишин М.П. совершил 24 боевых вылета на легком ночном бомбардировщике По-2. В мае 1942 года освоил штурмовик Ил-2, на котором воевал до последнего дня.

Летчик-штурмовик Ступишин М.П. водил группы самолетов на выполнение самых сложных и опасных заданий. Два раза был ранен и один раз контужен. Прошел путь от рядового летчика до штурмана полка.

К августу 1944 года майор Ступишин М.П. совершил 98 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. В сентябре 1944 года его направили на учёбу в Военно-воздушную академию. Всего к тому времени провел 133 боевых вылета. Но учиться в академии не пришлось: сказалась контузия. Пришлось лечиться по госпиталям, восстанавливать здоровье, чтобы не расставаться с авиацией.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Ступишину Михаилу Протасовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Из беседы с дочерью Ступишина Михаила Протасовича: "Мои воспоминания об отце самые теплые, добрые и нежные. Вот только видела его редко:такая у него была такая работа. В нашей семье хранится документальная книга "Повесть о крылатом друге". В ней описывается вся судьба моего отца: от нищего детства до освоения Арктики и Антарктики. Еще мы храним семейную реликвию - альбом " Мой боевой путь", где папа собрал все военные фотографии и вырезки из армейских газет. А газетных публикаций о нем было много".

История жизни и опыт работы после войны

В 1946 году майор Ступишин уволен в запас. Но с авиацией не расстался, перешел в Гражданский воздушный флот. Два года водил самолеты на международных линиях, летал во Францию, Италию, Швейцарию, Грецию.

В 1948 году он перешел в полярную авиацию. Участвовал во многих высокоширотных экспедициях, летал на дрейфующие станции. Обеспечивал на Ан-2 работу станции «Северный полюс-3». За мирный труд был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Участвовал он и в первом сверхдальнем перелете по маршруту Москва-Антарктида-Москва, который проходил с декабря 1961 года по февраль 1962 года. На самолетах Ил-18, в экипаже которого был М.П. Ступишин, и Ан-12 на полярный континент были доставлены участники 7-й Советской Антарктической экспедиции. За этот перелет он был награждён орденом Ленина.
В 1963 году вновь участвовал в сверхдальнем перелете в Антарктиду.
За плечами у Героя Советского Союза М.П. Ступишина почти 4 миллиона километров воздушных дорог, 625 дней в воздухе.
С 1966 года Михаил Протасович Ступишин- пенсионер. Жил в Москве.

Скончался 17 мая 1980 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище.

Рекомендованные материалы
Первые гвардейские минометные полки
22 Января 2016
Первые гвардейские минометные полки
В январе 1942 года по решению Ставки ВГК началось формирование 20 гвардейских минометных полков.
Маршал Советского Союза И. С. Конев
28 Декабря 2015
Маршал Советского Союза И. С. Конев
«Мы, фронтовики, не зря прожили жизнь, мы сумели разгромить фашизм и вселить веру в торжество нашего...
Александр Иванович Покрышкин
15 Марта 2016
Александр Иванович Покрышкин
19 марта день рождения легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича ...