Горячая линия: 8 (495) 539-59-58

Орлов Евгений Николаевич

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
Москва
Меcто призыва:
Ленинградский РВК г. Москвы
Звание, в котором закончил войну:
Лейтенант
Дата призыва:
1939
Воинское формирование, в котором закончил войну:
штурман корабля 1 Транспортно-авиационного полка, 2 Авиационной дивизии особого назначения

Военная биография

Евгений Николаевич Орлов был потомственным авиатором: его отец Николай Акимович Орлов был одним из первых в России авиационных инженеров, специалистов по моторам (умер в 1939 г, похоронен на Новодевичьем кладбище). В рядах Красной Армии с 1939 года, принимал участие в сражениях на реке Халхин-Гол и озере Хасан. В 1943 году, когда ему было всего 22 года, Евгений Николаевич поступил в авиационную дивизию особого назначения (2-я АДОН, впоследствии 8-я АКДОН) в качестве штурмана.

Авиационная дивизия особого назначения была создана в годы Великой Отечественной войны. С 1942 года местом ее дислокации был столичный Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле.

Дивизия особого назначения - это элитное транспортное подразделение советских ВВС, куда могли попасть только самые лучшие летчики, штурманы, механики. Дивизия, которую по праву можно назвать легендарной, прошла суровые испытания и в годы войны, и в мирное время. АДОН являлся флагманом транспортной авиации ВВС и выполнял специальные задачи не только на территории РФ, но и далеко за ее пределами.

В период Великой Отечественной войны основными направлениями боевой работы дивизии являлись:
- обеспечение перебазирования соединений фронтовой и авиации резерва Верховного Главнокомандования на - передовые позиции линии фронта с тыловых аэродромов;
- выполнение особо важных и специальных заданий Центрального Комитета партии и Правительства;
- выполнение заданий, связанных с обороноспособностью нашей Родины;
- доставка медикаментов и срочных грузов армиям;
- доставка боеприпасов и оружия войскам и партизанам.

Всего за время Великой Отечественной войны экипажами дивизии было выполнено более 80 тысяч боевых вылетов, переброшено по воздуху 290 тысяч военнослужащих и более 26 тысяч тонн грузов. Летчики совершали перелеты в глубокий тыл врага, перевозя грузы и людей в/из блокадного Ленинграда, оккупированных районов страны, почти всегда под шквальным огнем противника.

Дивизия принимала участие в войне с Японией. В тот период экипажи дивизии совершили 1809 самолёто-вылетов, в том числе 90 — особых и 8 — боевых, перевезли 5595 человек и 538 тонн грузов. 18 августа 1945 года Указом Президиума верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах в годы войны дивизия награждена орденом Красного Знамени с присвоением статуса Краснознаменной. Командир дивизии генерал-майор В.Г. Грачёв был удостоен звания Героя Советского Союза.

2.12.43 года экипаж АДОН доставили в Тегеран делегацию во главе с Верховным Главнокомандующим СССР для участия в конференции трёх Великих держав;
29.01.45 года 9 экипажей обеспечили доставку членов делегаций и корреспонденции в Ялту (Крымская конференция);
16.04.—15.05.45 года - обеспечение конференции ООН в Сан-Франциско;
18.07.- 4.08.45 года 13 экипажей АДОН вывозили делегации в Потсдам, за что 102 человека были награждены за отлично выполненную работу.

В послевоенные годы дивизия продолжала выполнять задания особой важности, в том числе в июне 1945 г. экипажи дивизии принимали участие в перебазировании полка «Нормандия—Неман» во Францию;
а с весны 1955 г. лётчики вместе с научными деятелями вылетали для определения места строительства будущего космодрома Байконур.

Евгений Николаевич Орлов был трижды награжден орденом Красной Звезды, к сожалению, информация на сайте "Подвиг народа" только о двух орденах, это связано с тем, что многие сведения об операциях, в которых принимала участие 2АДОН до сих пор носят гриф "Секретно".

Вот что написано в наградном листе:

До прибытия в полк летал на самолетах У-2, Р-5, ТВ-3, ПЕ-2. На самолете ЛИ-2 имеет налету 500 часов. Произвел более 255 вылетов. В полку работает с августа 1943 года. За этот период проявил себя аккуратным, дисциплинированным офицером. Полеты производил по обеспечению 1-х и 2-х Украинских фронтов, перебросил разного груза 27703 кг, людей - 278 человек летного состава. Летал непосредственно вблизи линии фронта, в исключительно сложных метеоусловиях на низкой высоте. Мл. лейтенант Орлов не имел случая потери ориентировки и отклонения от заданного маршрута, выводя самолет точно к намеченному пункту.

Еще один Красной звезды дедушка получил в 1945 г. за участие в военных действиях на Дальнем Востоке. Вот выдержка из наградного листа:

На Забайкальском фронте с 9 августа 1945 года. Участвовал в перебазировании 207 гвардейского авиаполка связи из Чехословакии в МНР. В связи со сложившейся обстановкой был привлечен для высадки десантов в Мукден и Порт-Артур. Летая в исключительно сложных метеоусловиях, лейтенант Орлов отлично справился с возложенными на него обязанностями. За словами "был привлечен к высадке десантов" скрывается интересная история, связанная со спецоперацией, завершившейся пленением последнего императора Китая Пу И и его доставкой в Читу.

Биография после войны

После войны продолжил службу в транспортной авиации в дивизии особого назначения.

Файлы для скачивания

Рекомендованные материалы
Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский
Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский
Война, полководческая деятельность – самое трудное, многогранное, кровавое дело из всех отраслей че...
Первые гвардейские минометные полки
Первые гвардейские минометные полки
В январе 1942 года по решению Ставки ВГК началось формирование 20 гвардейских минометных полков.
Аджимушкайские каменоломни
Аджимушкайские каменоломни
После падения Керчи в середине мая 1942 года часть советских военнослужащих и гражданских лиц скрыли...