Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Орлов Евгений Николаевич

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
Москва
Меcто призыва:
Ленинградский РВК г. Москвы
Звание, в котором закончил войну:
Лейтенант
Дата призыва:
01.03.1939
Воинское формирование, в котором закончил войну:
штурман корабля 1 Транспортно-авиационного полка, 2 Авиационной дивизии особого назначения

Военная биография

Евгений Николаевич Орлов был потомственным авиатором: его отец Николай Акимович Орлов был одним из первых в России авиационных инженеров, специалистов по моторам (умер в 1939 г, похоронен на Новодевичьем кладбище). В рядах Красной Армии с 1939 года, принимал участие в сражениях на реке Халхин-Гол и озере Хасан. В 1943 году, когда ему было всего 22 года, Евгений Николаевич поступил в авиационную дивизию особого назначения (2-я АДОН, впоследствии 8-я АКДОН) в качестве штурмана.

Авиационная дивизия особого назначения была создана в годы Великой Отечественной войны. С 1942 года местом ее дислокации был столичный Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле.

Дивизия особого назначения - это элитное транспортное подразделение советских ВВС, куда могли попасть только самые лучшие летчики, штурманы, механики. Дивизия, которую по праву можно назвать легендарной, прошла суровые испытания и в годы войны, и в мирное время. АДОН являлся флагманом транспортной авиации ВВС и выполнял специальные задачи не только на территории РФ, но и далеко за ее пределами.

В период Великой Отечественной войны основными направлениями боевой работы дивизии являлись:
- обеспечение перебазирования соединений фронтовой и авиации резерва Верховного Главнокомандования на - передовые позиции линии фронта с тыловых аэродромов;
- выполнение особо важных и специальных заданий Центрального Комитета партии и Правительства;
- выполнение заданий, связанных с обороноспособностью нашей Родины;
- доставка медикаментов и срочных грузов армиям;
- доставка боеприпасов и оружия войскам и партизанам.

Всего за время Великой Отечественной войны экипажами дивизии было выполнено более 80 тысяч боевых вылетов, переброшено по воздуху 290 тысяч военнослужащих и более 26 тысяч тонн грузов. Летчики совершали перелеты в глубокий тыл врага, перевозя грузы и людей в/из блокадного Ленинграда, оккупированных районов страны, почти всегда под шквальным огнем противника.

Дивизия принимала участие в войне с Японией. В тот период экипажи дивизии совершили 1809 самолёто-вылетов, в том числе 90 — особых и 8 — боевых, перевезли 5595 человек и 538 тонн грузов. 18 августа 1945 года Указом Президиума верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах в годы войны дивизия награждена орденом Красного Знамени с присвоением статуса Краснознаменной. Командир дивизии генерал-майор В.Г. Грачёв был удостоен звания Героя Советского Союза.

2.12.43 года экипаж АДОН доставили в Тегеран делегацию во главе с Верховным Главнокомандующим СССР для участия в конференции трёх Великих держав;
29.01.45 года 9 экипажей обеспечили доставку членов делегаций и корреспонденции в Ялту (Крымская конференция);
16.04.—15.05.45 года - обеспечение конференции ООН в Сан-Франциско;
18.07.- 4.08.45 года 13 экипажей АДОН вывозили делегации в Потсдам, за что 102 человека были награждены за отлично выполненную работу.

В послевоенные годы дивизия продолжала выполнять задания особой важности, в том числе в июне 1945 г. экипажи дивизии принимали участие в перебазировании полка «Нормандия—Неман» во Францию;
а с весны 1955 г. лётчики вместе с научными деятелями вылетали для определения места строительства будущего космодрома Байконур.

Евгений Николаевич Орлов был трижды награжден орденом Красной Звезды, к сожалению, информация на сайте "Подвиг народа" только о двух орденах, это связано с тем, что многие сведения об операциях, в которых принимала участие 2АДОН до сих пор носят гриф "Секретно".

Вот что написано в наградном листе:

До прибытия в полк летал на самолетах У-2, Р-5, ТВ-3, ПЕ-2. На самолете ЛИ-2 имеет налету 500 часов. Произвел более 255 вылетов. В полку работает с августа 1943 года. За этот период проявил себя аккуратным, дисциплинированным офицером. Полеты производил по обеспечению 1-х и 2-х Украинских фронтов, перебросил разного груза 27703 кг, людей - 278 человек летного состава. Летал непосредственно вблизи линии фронта, в исключительно сложных метеоусловиях на низкой высоте. Мл. лейтенант Орлов не имел случая потери ориентировки и отклонения от заданного маршрута, выводя самолет точно к намеченному пункту.

Еще один Красной звезды дедушка получил в 1945 г. за участие в военных действиях на Дальнем Востоке. Вот выдержка из наградного листа:

На Забайкальском фронте с 9 августа 1945 года. Участвовал в перебазировании 207 гвардейского авиаполка связи из Чехословакии в МНР. В связи со сложившейся обстановкой был привлечен для высадки десантов в Мукден и Порт-Артур. Летая в исключительно сложных метеоусловиях, лейтенант Орлов отлично справился с возложенными на него обязанностями. За словами "был привлечен к высадке десантов" скрывается интересная история, связанная со спецоперацией, завершившейся пленением последнего императора Китая Пу И и его доставкой в Читу.

Биография после войны

После войны продолжил службу в транспортной авиации в дивизии особого назначения.

Файлы для скачивания

Рекомендованные материалы
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
4 Апреля 2016
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Легендарный шедевр советского, да и мирового танкостроения, вошедший во все справочники под индексом...
Деревня Хатынь
22 Марта 2016
Деревня Хатынь
22 марта 1943 г. фашистскими карателями сожжена деревня Хатынь.
Второй фронт
16 Мая 2016
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...