Гулевский Виктор Иванович

Дата рождения 14.11.1928
Меcто рождения:
г.Москва
Звание, в котором закончил войну:
Юнга
Дата призыва:
1942
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Транспортный корабль "Трансбалт" транспортного флота город-порк Владивосток в Дальневосточного ГосМорПароходства

Военная биография

Призвался согласно Приказу № 300 от 16 октября 1942 г. о создании школы юнг, подписанного наркомом морского флота П.П. Ширшовым. Ходили из Владивостока на Канаду и США, откуда возили по ленд-лизу военную, железнодорожную, автомобильную технику, весьма опасную взрывчатку «TNT», загруженную во все трюма, и, конечно, продукты для армии и населения СССР. Плавал на легендарном «Трансбалте», который затонул. Много наших юнг погибло во время войны. Наши пароходы шли без конвоя и поэтому их часто торпедировали. Сколько было радости, когда 9 Мая 1945 г. пришла долгожданная Победа!
БИОГРАФИЯ

Родился я в Москве 14 ноября 1928 г. в русской рабоче-крестьянской семье. В начале Великой Отечественной войны с конца июля 1941 г. находился у дедушки с бабушкой в деревне Бигильдино Данковского района Воронежской области, где работал сначала ездовым, развозя колхозников по полям, а с середины августа и до конца сентября 1941 г. работал пахарем в детско-колхозной бригаде – за период работы заработал 110 трудодней, за которые дедушка получил натуроплатой.

По возвращении из деревни в Москву находился в отряде тимуровцев при библиотеке А.С. Пушкина. Наш отряд грузил и перевозил на грузовых трамваях дрова из посёлка Сокол в Бауманский район, доставляя их в первую очередь для библиотеки, а потом дрова развозили по школам, расположенным возле трамвайных путей, не забывали и семьи, в которых родные находились на фронте, – мы ещё пилили и кололи дрова для этих семей. Находили время и для выступления в госпиталях. Одним словом, всё было по Аркадию Гайдару.

14 ноября 1942 г. в мой день рождения по радио диктор Левитан объявил, что по распоряжению ЦК ВЛКСМ в комсомол теперь принимают с 14-ти лет. В этот день я обратился в Бауманский РК ВЛКСМ, и меня в порядке исключения приняли в комсомол, поскольку я уезжал на флот.
Нас 48 мальчишек, среди которых я оказался единственным комсомольцем, отправили в морской город-порт Владивосток в Дальневосточное госморпароходство на основании приказа № 300 о создании школы юнг, который был подписан 16 октября 1942 г. наркомом морского флота П.П. Ширшовым. Так сбылась моя заветная мечта с двухлетнего возраста – быть моряком. Во Владивостоке я наконец-то увидел и смог ощутить корпус нашего парохода, на котором начал бороздить воды морей и Тихого океана, держа курс из Владивостока на Канаду и США, откуда возили по ленд-лизу военную, железнодорожную, автомобильную технику, весьма опасную взрывчатку «TNT», загруженную во все трюма, и, конечно, продукты для армии и населения СССР. Плавал на легендарном «Трансбалте», который затонул. Много наших юнг погибло во время войны. Наши пароходы шли без конвоя и поэтому их часто торпедировали. Сколько было радости, когда 9 Мая 1945 г. пришла долгожданная Победа!

После окончания Великой Отечественной войны я был призван в Военно-морской флот, где учился на спецкурсах. Умышленно суровые условия обучения в сочетании с ленинградским климатом и сказавшиеся последствия плаваний в транспортном флоте во время войны (два раза тонул) дали о себе знать, отразившись на моём здоровье – я был списан из Военно-морского флота, и мне пришлось переходить на жизнь сухопутную.
Работая в Институте физики Земли им. О.Ю Шмидта АН СССР я, не терял надежды снова вернуться на флот – и моя надежда сбылась, счастье ко мне вернулось! Теперь я работал в морских экспедициях как на надводных кораблях, так и на подводных лодках в качестве научного сотрудника. Я так же, как и во время войны, мог в мирное время погибнуть на подводной лодке – с глубины 70 метров лодка пошла ко дну, а под нами была глубина 6 000 метров, если бы мы дошли до дна, то от подлодки, а тем более от экипажа, вообще ничего бы не осталось, но командир ПЛ сумел остановить погружение, и мы всплыли. Вот так я и жил: летний период – на подлодке, а в осенне-зимнее время – на сейсмостации в качестве заведующего.
А потом меня перевели в Сахалинский комплексный НИИ, где проработал 12 лет на островах Сахалин, Итуруп и Уруп.
Под конец трудовой жизни мне пришлось два года проработать на космодроме Байконур. Генеральным секретарём ЦК. КПСС от имени Политбюро ЦК КПСС мне была объявлена благодарность за запуск ракеты «Протон».
На этом и закончилась моя трудовая деятельность, но я не собирался покидать дорогие и родные мне учреждения и вновь вернулся в стены Морфлота, где с первого дня организации Совета ветеранов морфлота работал с упоением, словно находясь на палубе транспортного судна.

Награды ветерана

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль Ушакова

Биография после войны

После окончания Великой Отечественной войны я был призван в Военно-морской флот, где учился на спецкурсах. Умышленно суровые условия обучения в сочетании с ленинградским климатом и сказавшиеся последствия плаваний в транспортном флоте во время войны (два раза тонул) дали о себе знать, отразившись на моём здоровье – я был списан из Военно-морского флота, и мне пришлось переходить на жизнь сухопутную.
Работая в Институте физики Земли им. О.Ю Шмидта АН СССР я, не терял надежды снова вернуться на флот – и моя надежда сбылась, счастье ко мне вернулось! Теперь я работал в морских экспедициях, как на надводных кораблях, так и на подводных лодках в качестве научного сотрудника. Я так же, как и во время войны, мог в мирное время погибнуть на подводной лодке – с глубины 70 метров лодка пошла ко дну, а под нами была глубина 6 000 метров, если бы мы дошли до дна, то от подлодки, а тем более от экипажа, вообще ничего бы не осталось, но командир ПЛ сумел остановить погружение, и мы всплыли. Вот так я и жил: летний период – на подлодке, а в осенне-зимнее время – на сейсмостанции в качестве заведующего.
А потом меня перевели в Сахалинский комплексный НИИ, где проработал 12 лет на островах Сахалин, Итуруп и Уруп.
Под конец трудовой жизни мне пришлось два года проработать на космодроме Байконур. Генеральным секретарём ЦК. КПСС от имени Политбюро ЦК КПСС мне была объявлена благодарность за запуск ракеты «Протон».
На этом и закончилась моя трудовая деятельность, но я не собирался покидать дорогие и родные мне учреждения и вновь вернулся в стены Морфлота, где с первого дня организации Совета ветеранов Морфлота работал с упоением, словно находясь на палубе транспортного судна.

Рекомендованные материалы
И. Д. Черняховский
И. Д. Черняховский
Иван Данилович Черняховский – один из наиболее талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе...
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
В памяти народа навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны и советско-яп...
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
7-8 марта 1944 г. – состоялась передача Красной армии танковой колонны «Дмитрий Донской», построенно...