Максимов Александр Яковлевич

13.11.1894 - 25.03.1955
Меcто рождения:
Угловка (Село Угловка) Николаевской железной дороги, Волдайского уезда, Березовской волости, Новгородской губернии.

История жизни и опыт работы до войны

Начальное образование получил в министерской одноклассной школе при станции Угловка (1902-1905), среднее образование продолжал в дополнительном классе Боровического реального училища (1906-1912), по окончании которого поступил в 1912 году на механическое отделение Петербургского технологического института, которое закончил в 1920 году со званием инженер-технолог.
Трудовая деятельность будущего инженера началась 1908 году, когда он впервые стал заниматься репетиторством и продолжал эту работу до Октябрьской Революции 1917 года . Кроме того, за время его пребывания в Институте он работал летом 1915 года, гидротехником переселенческого района в городе Оренбурге, а летом 1916 года помощником паровозного машиниста на Николаевской железной дороге.
С 15 мая 1917 года по 15 февраль он был техником Полевого Строительного Управления в городе Речица Минской губернии, а после занятия этого района немецкими войсками продолжал работу уже в самом Управлении в Москве до 1 июня 1918 года.
С июля 1918 года по февраль 1919 года участвовал в проведении Всероссийской промышленной переписи по городу Петрограду в качестве инструктора , а с 1 марта 1919 года перешел на работу в Управление Николаевской железной дороги. С этого времени его основная деятельность связана с железнодорожным транспортом.
29 октября 1919 года зарегистрировал брак в Карпинском Областном Исполкоме №2, с дочерью мещанина Марией Исаковой Понтелимоновой ( Марией Исаковой) родившейся 8/21 января 1901 года.
13 Октября 1920 года по окончанию полного курса наук по механическому факультету и публичной защите дипломного проекта у профессора М.А. Дешевого удостоен Петербургским технологическим институтом звания Инженер -Технолог.
В ноябре 1920 года в семье Максимовых родился первенец Александр.
До 26 июня 1922 года Инженер работал техническим ревизором Желескома Николаевской железной дороги и производителем работ на Мстинском Подъемнике.
24 ноября 1922 года он был назначен Заведующим Учебной части и преподавателем школы ФЗУ ст. Малая Вишера Николаевской железной дороги а с 1 апреля 1923 года -Начальником этой школы. В этой должности он проработал до 1 сентября 1928 года.
С 1 сентября 1928 года по 15 февраля 1931 года он был назначен Заведующим Учебной части и преподавателем школы ФЗУ ст. Москва Октябрьской железной дороги.
Из школы ФЗУ инженер был переведен на работу в ЦУПкадр (ГУУЗ) и с тех пор ег деловая связь с ЦУПкадром не прерывалась, либо он там занимал штатные должности, либо работал по совместительству, либо выполнял отдельные задания ГУУЗа. Главными этапами данной деятельности были:
1931-32 старший инженер отдела техникумов Цупкадров
1934-41 – работа в Методическом кабинете ГУУЗа

История жизни и опыт работы во время войны

941-42 Работа в Отделе массовых кадров 1943-48 Начальник Редакционного бюро по учебникам: «Подготовка техника железнодорожного транспорта на дому».

История жизни и опыт работы после войны

1943-48 Начальник Редакционного бюро по учебникам: «Подготовка техника железнодорожного транспорта на дому».
Приказом Министерства Путей Сообщения за №21 от 19/3/1947 г Инженеру присвоено звание: «Директор-подполковник тяги».
С 22 сентября 1948 года Максимов А.Я был зачислен штатным преподавателем технической механики в техникуме имени А.А. Андреева, где и продолжал работать до смерти 25/3/1955 года.
Там же он был назначен 1 февраля 1948 года председателем общетехнической цикловой комиссии техникума. С 1 ноября 1947 года он вел по совместительству занятия по технической механике. С 9 февраля 1949 возобновил преподавание на Московских технических курсах МПС.
Преподавательская деятельность Директор-подполковник тяги протекала многообразно: в ФЗУ; в техникумах; МВТУ им. Баумана; на курсах инженеров; на курсах аспирантов; на курсах мастеров; на курсах техников; на курсах массовых профессий (машинисты, слесаря); в технической школе паровозных машинистов; в заочном техникуме; на факультете особого назначения ФОН; на подготовительном курсе Военной Академии; в полковой школе; на курсах преподавателей, методистов, инструкторов ПВО ….
Наиболее длительным было преподавание:
В вечернем Рабочем политехникуме при МИИТ 1931-1936 гг.
В заочной библиотеке техникума МНП РСФСР 1934-1941 гг.
На Центральных заочных курсах МПС 1938-1955 гг.
Преимущественно Инженер преподавал механику и математику, а так же курсы паровозы, технология металлов, технология дерева, теплотехника, тяговые расчеты, водоснабжение.
С 1922 года занимался методической работой в разных ее формах. 1931 года инженер выступал в печати в журнале «Просвещение на транспорте». Кроме того, в разное время им написано ряд методических писем, преимущественно по вопросам производственного обучения железнодорожников, а также значительное число учебных программ, и учебных пособий: учебник для технических школ «Техника управления паровозом»; задачники по сопротивлению материалов, физики и математике; учебник «Подготовка техника на железнодорожном транспорте на дому».
С 1937 года Инженер активно работает редактором в Трансжелдориздате, под его редакцией выпущено более 10 учебников: «Паровоз» Васильева, «Руководство паровозному машинисту» Соколов, «Пособие для помощника паровозного машиниста» Прозоровский, «Водоснабжение на железнодорожном транспорте» Комягин и ….
В общественной работе он принимал участие как рядовой член профсоюза. В период 1925-28 гг. в течении двух лет состоял членом Горсовета в г. Малая Вишера и Председателем Уездного Межсоюзного Бюро инженеров и техников. В феврале 1942 года участвовал в качестве агитатора в проведении выборов народных судов.
Инженер Максимов А.Я является одним из создателе школы подготовки машинистов и технического состава для железнодорожной отрасли. Его педагогические идеи и программы развили железнодорожное образование от железнодорожных кабинетов и уголков до железнодорожных средних школ а затем до профессиональных технических училищ. Заложил основы создания современной железнодорожной педагогической и научной школы.

Правительственные награды:
Орден «Знак Почета»
Медаль «За доблесный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Награды Министерства Путей Сообщения:
Знаком «Почетному железнодорожнику»
Знаком «Ударнику Сталинского призыва»
Именными часами 12 декабря 1947 Приказ №937 Министр путей Сообщений Ковалев И.

Рекомендованные материалы
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
Знамя Победы является символом великого подвига народов нашей страны, сокрушивших германский фашизм,...
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Легендарный шедевр советского, да и мирового танкостроения, вошедший во все справочники под индексом...
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Война, полководческая деятельность – самое трудное, многогранное, кровавое дело из всех отраслей чел...