Максимов Александр Яковлевич

13.11.1894 - 25.03.1955
Меcто рождения:
Угловка (Село Угловка) Николаевской железной дороги, Волдайского уезда, Березовской волости, Новгородской губернии.

История жизни и опыт работы до войны

Начальное образование получил в министерской одноклассной школе при станции Угловка (1902-1905), среднее образование продолжал в дополнительном классе Боровического реального училища (1906-1912), по окончании которого поступил в 1912 году на механическое отделение Петербургского технологического института, которое закончил в 1920 году со званием инженер-технолог.
Трудовая деятельность будущего инженера началась 1908 году, когда он впервые стал заниматься репетиторством и продолжал эту работу до Октябрьской Революции 1917 года . Кроме того, за время его пребывания в Институте он работал летом 1915 года, гидротехником переселенческого района в городе Оренбурге, а летом 1916 года помощником паровозного машиниста на Николаевской железной дороге.
С 15 мая 1917 года по 15 февраль он был техником Полевого Строительного Управления в городе Речица Минской губернии, а после занятия этого района немецкими войсками продолжал работу уже в самом Управлении в Москве до 1 июня 1918 года.
С июля 1918 года по февраль 1919 года участвовал в проведении Всероссийской промышленной переписи по городу Петрограду в качестве инструктора , а с 1 марта 1919 года перешел на работу в Управление Николаевской железной дороги. С этого времени его основная деятельность связана с железнодорожным транспортом.
29 октября 1919 года зарегистрировал брак в Карпинском Областном Исполкоме №2, с дочерью мещанина Марией Исаковой Понтелимоновой ( Марией Исаковой) родившейся 8/21 января 1901 года.
13 Октября 1920 года по окончанию полного курса наук по механическому факультету и публичной защите дипломного проекта у профессора М.А. Дешевого удостоен Петербургским технологическим институтом звания Инженер -Технолог.
В ноябре 1920 года в семье Максимовых родился первенец Александр.
До 26 июня 1922 года Инженер работал техническим ревизором Желескома Николаевской железной дороги и производителем работ на Мстинском Подъемнике.
24 ноября 1922 года он был назначен Заведующим Учебной части и преподавателем школы ФЗУ ст. Малая Вишера Николаевской железной дороги а с 1 апреля 1923 года -Начальником этой школы. В этой должности он проработал до 1 сентября 1928 года.
С 1 сентября 1928 года по 15 февраля 1931 года он был назначен Заведующим Учебной части и преподавателем школы ФЗУ ст. Москва Октябрьской железной дороги.
Из школы ФЗУ инженер был переведен на работу в ЦУПкадр (ГУУЗ) и с тех пор ег деловая связь с ЦУПкадром не прерывалась, либо он там занимал штатные должности, либо работал по совместительству, либо выполнял отдельные задания ГУУЗа. Главными этапами данной деятельности были:
1931-32 старший инженер отдела техникумов Цупкадров
1934-41 – работа в Методическом кабинете ГУУЗа

История жизни и опыт работы во время войны

941-42 Работа в Отделе массовых кадров 1943-48 Начальник Редакционного бюро по учебникам: «Подготовка техника железнодорожного транспорта на дому».

История жизни и опыт работы после войны

1943-48 Начальник Редакционного бюро по учебникам: «Подготовка техника железнодорожного транспорта на дому».
Приказом Министерства Путей Сообщения за №21 от 19/3/1947 г Инженеру присвоено звание: «Директор-подполковник тяги».
С 22 сентября 1948 года Максимов А.Я был зачислен штатным преподавателем технической механики в техникуме имени А.А. Андреева, где и продолжал работать до смерти 25/3/1955 года.
Там же он был назначен 1 февраля 1948 года председателем общетехнической цикловой комиссии техникума. С 1 ноября 1947 года он вел по совместительству занятия по технической механике. С 9 февраля 1949 возобновил преподавание на Московских технических курсах МПС.
Преподавательская деятельность Директор-подполковник тяги протекала многообразно: в ФЗУ; в техникумах; МВТУ им. Баумана; на курсах инженеров; на курсах аспирантов; на курсах мастеров; на курсах техников; на курсах массовых профессий (машинисты, слесаря); в технической школе паровозных машинистов; в заочном техникуме; на факультете особого назначения ФОН; на подготовительном курсе Военной Академии; в полковой школе; на курсах преподавателей, методистов, инструкторов ПВО ….
Наиболее длительным было преподавание:
В вечернем Рабочем политехникуме при МИИТ 1931-1936 гг.
В заочной библиотеке техникума МНП РСФСР 1934-1941 гг.
На Центральных заочных курсах МПС 1938-1955 гг.
Преимущественно Инженер преподавал механику и математику, а так же курсы паровозы, технология металлов, технология дерева, теплотехника, тяговые расчеты, водоснабжение.
С 1922 года занимался методической работой в разных ее формах. 1931 года инженер выступал в печати в журнале «Просвещение на транспорте». Кроме того, в разное время им написано ряд методических писем, преимущественно по вопросам производственного обучения железнодорожников, а также значительное число учебных программ, и учебных пособий: учебник для технических школ «Техника управления паровозом»; задачники по сопротивлению материалов, физики и математике; учебник «Подготовка техника на железнодорожном транспорте на дому».
С 1937 года Инженер активно работает редактором в Трансжелдориздате, под его редакцией выпущено более 10 учебников: «Паровоз» Васильева, «Руководство паровозному машинисту» Соколов, «Пособие для помощника паровозного машиниста» Прозоровский, «Водоснабжение на железнодорожном транспорте» Комягин и ….
В общественной работе он принимал участие как рядовой член профсоюза. В период 1925-28 гг. в течении двух лет состоял членом Горсовета в г. Малая Вишера и Председателем Уездного Межсоюзного Бюро инженеров и техников. В феврале 1942 года участвовал в качестве агитатора в проведении выборов народных судов.
Инженер Максимов А.Я является одним из создателе школы подготовки машинистов и технического состава для железнодорожной отрасли. Его педагогические идеи и программы развили железнодорожное образование от железнодорожных кабинетов и уголков до железнодорожных средних школ а затем до профессиональных технических училищ. Заложил основы создания современной железнодорожной педагогической и научной школы.

Правительственные награды:
Орден «Знак Почета»
Медаль «За доблесный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Награды Министерства Путей Сообщения:
Знаком «Почетному железнодорожнику»
Знаком «Ударнику Сталинского призыва»
Именными часами 12 декабря 1947 Приказ №937 Министр путей Сообщений Ковалев И.

Рекомендованные материалы
Первые гвардейские минометные полки
Первые гвардейские минометные полки
В январе 1942 года по решению Ставки ВГК началось формирование 20 гвардейских минометных полков.
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
7-8 марта 1944 г. – состоялась передача Красной армии танковой колонны «Дмитрий Донской», построенно...
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
В памяти народа навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны и советско-яп...