Кулиненков Семен Егорович

20.04.1914 - 08.03.1987
Меcто рождения:
Брянская обл., Навлинский р-он, село Борщево

Военная биография

Город Куйбышев - Самара
Всю войну работал на оборонном заводе.
Производство самолета-штурмовика "ИЛ 2".
Неоднократные просьбы об отправке на фронт регулярно отклонялись: "Ты здесь больше нужен".

Эвакуация и начало новой жизни завода
Из рассказанного моим отцом эпизодов своей жизни.
До войны отец работал в Киеве на авиационном заводе, возглавлял инструментальное хозяйство. Когда началась война, правительством страны было принято решение эвакуировать завод в глубокий тыл – на Урал.
Эвакуировались не только станки, оборудование, техническая документация, эвакуировались рабочие, некоторые с семьями. Под бомбежками поезда ходили медленно, в хаосе войны быт был неустроен, простой кипяток был проблемой, холод (сентябрь – октябрь) и неотапливаемые товарные вагоны.
В неразберихе и нервотрепке эвакуации директор завода простудился, заболел и умер. Эшелон застрял на Куйбышевском железнодорожном узле. Наркомат обороны решил слить (объединить) три аналогичных завода (Киевский, Ленинградский и, кажется, Воронежский). Так как Куйбышев тоже был глубоким тылом, решили разворачивать производство здесь, на месте. Напомню, что сюда же, в последующем, было эвакуировано правительство страны и Куйбышев, какое-то время был второй столицей страны. В дальнейшем объединение назовут «авиационный завод имени Сталина».
Полустанок под Куйбышевом не имел имени, и за ним и прилегающей территорией закрепилось название «Безымянка». Только по прошествии нескольких лет району дали имя С.М. Кирова.
Была определена площадка под территорию завода, территорию разметили. Выкопали ямы, забетонировали основания под фундаменты станков, поставили и закрепили станки.
И пошла работа – «все для фронта, все для победы».
Сначала работали под открытым небом. Так работали все цеха. Дождь, мороз, снег – продукция шла на фронт. Потом возвели стены, сделали крыши над цехами. Завод начал выпускать знаменитые штурмовики «Ил 2». Сначала одноместный (только летчик), но вскоре выяснилось, что штурмовик становится легкой добычей для вражеских истребителей. Конструкторы доработали проект и самолет стал 2-х местным. Сзади летчика разместили стрелка-радиста, который защищал машину со стороны хвоста. Штурмовик стал грозной боевой машиной, который штурмовал фронтовые укрепления и коммуникации врага. В борьбе за живучесть самолета стали делать бронированные кабины (сначала летчика). До этого летчики, чтобы обезопасить себя от пуль и осколков с земли подкладывали на сиденье, под себя, толстые чугунные сковородки.
Вначале самолеты делали из бакелита (фанера, пропитанная специальной смолой) и специальной ткани. Самолет горел, если снаряд попадал в бензобак; обломки сгорали полностью, не успев долететь до земли. Потом и бензобак стали бронировать. Еще позже самолет стали делать полностью из легкого сплава алюминия (дюралюминий). Так самолет превратился в «летающий танк», как его называли немцы. Цех отца обеспечивал весь завод инструментами, спец инструментами, оснасткой – без них самолет не построишь.
За самолетами с фронта приезжали летчики и с аэродрома, который был при заводе, перегоняли штурмовики на фронт. Иногда во время перегона и им приходилось вступать в бой.
Один из выпущенных на заводе во время ВОВ штурмовик, вероятно сбитый, нашли поисковики в болотах Карелии (1975). Сейчас он отреставрированный стоит на постаменте одной из площадей г. Самары как памятник труженикам тыла. При реставрации самолета на том же заводе, где его делали, многие рабочие, которые продолжали работать на заводе (авиационный завод «имени Сталина» - п/я № 208 - завод «Прогресс»), находили на деталях свои клейма. В послевоенное время завод продолжал производить оборонную продукцию. Затем переключился на освоение космоса - знаменитые ракеты «Прогресс», которые до сих пор выводят спутники на околоземную орбиту и доставляют грузы на МКС. В музее завода стоят первые спускаемые обитаемые корабли. Многие космонавты (в том числе все из первого отряда) встречались с рабочими и руководством завода.

Награды ветерана

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

История жизни и опыт работы после войны

В трудовой книжке не много записей:
1. Принят на работу.
2.Уволен в связи с выходом на пенсию.
И записи о награждениях и поощрениях.
Кроме работы участвовал в общественной работе завода - "Общественный Контроль".
Растил и воспитывал детей (3) и внуков

Рекомендованные материалы
Навеки восемнадцатилетняя Зоя
29 Января 2016
Навеки восемнадцатилетняя Зоя
27 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк П. Лидова «Таня».
Зиновий Колобанов – танковый ас
7 Января 2016
Зиновий Колобанов – танковый ас
Был короткий период в нашей истории, когда о самом трудном, драматическом для нашей страны первом го...
Аджимушкайские каменоломни
9 Мая 2016
Аджимушкайские каменоломни
После падения Керчи в середине мая 1942 года часть советских военнослужащих и гражданских лиц скрыли...