Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Юзеев Назым Гиложиевич

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
с.Сарканд, Семипалатинской области Казахстана

Военная биография

10 декабря 1942 г. отец был передан в распоряжение колонны паровозов особого резерва НКПС № 34 Туркестано-Сибирской железной дороги. Она обеспечивала доставку воинского снаряжения к Сталинградскому фронту. В колонне насчитывалось 30 паровозов, 62 паровозные бригады, 124 кондуктора, 52 поездных вагонных мастера, одним из которых был мой отец. В декабре 1942 г. колонна с 50 тысячетонным грузом отправилась из Алма-Аты к фронту, в холодную зимнюю погоду с пронизывающими ветрами. Степные бураны буквально валили с ног, когда на остановках нужно было осмотреть локомотив. Вьюги заметали железнодорожные пути, захватывало дыхание, стыли руки. В январе 1943 г. колонна прибыла в г. Саратов. Локомотивы требовали ремонта. Депо города не могло обеспечить ремонт из-а отсутствия кадров и материальных трудностей. Срочно была создана ремонтная бригада, чтобы локомотивы продолжили свой путь в кратчайший срок. Обслуживающие состав бригады старались держать локомотивы в хорошем состоянии во избежание ремонта в пути. Колонна часто подвергалась массированным налетам вражеской авиации. Около станции Гумрак поезд № 840, в бригаде которой был мой отец и в котором было 1400 тонн снарядов, подвергся обстрелу с воздуха. Загорелся вагон. Машинист вывел состав из зоны огня, а мой отец с кондуктором расцепив состав, потушили пожар, получив значительные ожоги. Но сцепив состав обратно, быстро продолжили рейс. С августа 1943 г. колонна № 34 работала в полутора-двух километрах от линии фронта и к разбою самолетов добавились обстрелы артиллерии. Не хватало топлива. Кроме доставки грузов, мужественно вывозили антрацит для топки паровозов буквально из под носа у врага и старались при этом не подвергать локомотивы и бригады опасности. Припертые к Днепру фашисты отчаянно сопротивлялись. Несмотря на вражескую авиацию, буквально гонявшуюся за каждым поездом, колонна обеспечивала устойчивую транспортную помощь нашим войскам. Как рассказывал отец, это было испытанием нервов и мужества. Было много трагических моментов: люди часто погибали смертью храбрых. Колонна совершила подвиг, когда войска Красной Армии форсировали Днепр. Так как железнодорожные мосты были взорваны, встала проблема переправы на правый берег. Чтобы не ждать ремонта мостов, турксибовцы предложили проложить через всю ширину реки рельсы по понтонам. Первым по ним двинулся паровоз с составом весом 1500 тонн из колонны № 34. Паровоз и вагоны качало из стороны в сторону, но метр за метром они продвигались вперед и достигли противоположного берега. Семь месяцев колонна № 34 Турксиба трудилась в прифронтовых условиях. Далее по приказу НКПС она последовала в Литву, затем в Варшаву, Познань и Берлин. Всего Первому Белорусскому фронту было доставлено 1918 поездов, в том числе 507 тяжеловесных и 248 литерных, провела 30600 поездов, из них 18123 в прифронтовых условиях. Тысячи километров прошли паровозы колонны № 34 и за рубежом, не потеряв ни одного паровоза. 3 июня 1945 г. был получен последний приказ НКПС: из Германии колонна направлялась на Турксиб, а 1 августа 1946 года прекратила свое существование. Я горжусь отцом, участником трудового фронта, добросовестно выполнившим свой долг перед Родиной.

Награды ветерана

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

История жизни и опыт работы после войны

Мой отец вернулся домой в мае 1944 года на прежнее место работы: станцию СарыОзек в Казахстане, где вышел на пенсию. Почетный железнодорожник. Был очень скромным, трудолюбивым и молчаливым человеком. После смерти жены Шайхутдиновой Камарии переехал жить к дочери в Москву, где в 1994 г. умер и похоронен на Хованском кладбище. У него 4 детей, 13 внуков, 26 правнуков и 1 праправнук.

Рекомендованные материалы
Аджимушкайские каменоломни
9 Мая 2016
Аджимушкайские каменоломни
После падения Керчи в середине мая 1942 года часть советских военнослужащих и гражданских лиц скрыли...
Салюты Великой Отечественной войны
25 Декабря 2015
Салюты Великой Отечественной войны
Традиция проведения салютов в Советском Союзе начала формироваться в годы Великой Отечественной войн...
Бой Чехословацкого батальона у деревни Соколово
1 Марта 2016
Бой Чехословацкого батальона у деревни Соколово
3–13 марта 1943 г. впервые на советско-германском фронте в бой вступил 1-й Чехословацкий отдельный п...