Целовальников Федор Борисович

Неизвестно - Дата смерти 18.07.1991
Меcто рождения:
Орловская область, Тельченский район , деревня"Большое Рыбино"
Меcто призыва:
Иркутск
Звание, в котором закончил войну:
Начало войны-старший лейтенант, окончание- капитан
Год призыва:
1939
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Авиационные части(дивизии , полки) Точных данных нет.

Военная биография

Целовальников Федор Борисович после окончания Иркутского авиационного училища в 1939 году, служил в различных воинских авиационных частях (дивизии, полки) обеспечивая инженерно-техническую боеготовность истребительной и бомбардировочной авиации.
Начало Великой Отечественной войны в 1941 году он встретил в должности старшего техника авиационного погранполка тяжелых бомбардировщиков в звании старшего лейтенанта, который базировался в Житомирской области Украины..
Затем полк был переброшен в Эстонию, а потом на Калининский фронт.
Особенно тяжелые бои, по рассказам дедушки, происходили в районе городов Старая Русса и Ржев, где в топке войны "сжигались" целые дивизии.
В это время были большие потери парка самолетов, но было мног и таких, которые можно было отремонтировать и снова отправить в бой.
В это время Федора Борисовича назначают командиром передвижных авиационно-ремонтных мастерских (ПАРМ), которые представляли собой отряд специальных технических автобусов, смонтированных на базе грузовых автомобилей (ЗИС-5 и других марок), внутри которых находилось всевозможное оборудование и станки(токарные,фрезерные, резьбонарезные, сверлильные, рас точные, сварочные аппараты). Практически этот передвижной цех на колесах мог выполнять ремонт и восстановление поврежденных в боях самолетов в любом месте.
Неоднократно Федору Борисовичу с группой своих солдат-ремонтников приходилось десантироваться в тыл врага, к партизанам, где с вынужденной посадкой находились подбитые самолеты, которые после ремонта взлетали и продолжали бои за победу над фашистской Германией . Было немало случаев, когда подбитые самолеты совершали вынужденную посадку на заминированные поля и ремонтная бригада в сопровождении минеров добиралась до этих самолетов, чтобы отремонтировать или, если ремонт был невозможен-снять все самое ценное(двигатели ипр.) и переправить на свою сторону.
Часто приходилось работать под "огнем" противника, в связи с чем в состав группы авиационных специалистов подключали пехотные подразделения, которые держали оборону и охраняли во время ремонтных работ или разборки самолета.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Битвы за Старую Руссу, Ржев, Калининский фронт, Западный фронт, взятие Кенинсберга, Украинский фронт. Точных данных нет.
  • Кенигсбергская операция
  • Ржевская битва

Награды ветерана

Орден Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Орден Отечественной войны 1 степени
Орден Отечественной войны 2 степени
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «За отвагу»

Биография после войны

После окончания Великой Отечественной войны Целовальников Федор Борисович продолжал служить в вооруженных силах и по истечении 25 календарных лет службы был демобилизован и в последующем работал слесарем-наладчиком на одеяльно-войлочной фабрике г. Лубны Полтавской области. Неоднократно был отмечен почетными грамотами и присвоением звания "Ветеран Труда".

Рекомендованные материалы
Салюты Великой Отечественной войны
Салюты Великой Отечественной войны
Традиция проведения салютов в Советском Союзе начала формироваться в годы Великой Отечественной войн...
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин
19 марта день рождения легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича ...
Встреча  советских и американских войск на Эльбе
Встреча советских и американских войск на Эльбе
Даже в насыщенной многообразными событиями хронике Великой Отечественной войны дата 25 апреля 1945 г...