Целовальников Федор Борисович

Неизвестно - Дата смерти 18.07.1991
Меcто рождения:
Орловская область, Тельченский район , деревня"Большое Рыбино"
Меcто призыва:
Иркутск
Звание, в котором закончил войну:
Начало войны-старший лейтенант, окончание- капитан
Год призыва:
1939
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Авиационные части(дивизии , полки) Точных данных нет.

Военная биография

Целовальников Федор Борисович после окончания Иркутского авиационного училища в 1939 году, служил в различных воинских авиационных частях (дивизии, полки) обеспечивая инженерно-техническую боеготовность истребительной и бомбардировочной авиации.
Начало Великой Отечественной войны в 1941 году он встретил в должности старшего техника авиационного погранполка тяжелых бомбардировщиков в звании старшего лейтенанта, который базировался в Житомирской области Украины..
Затем полк был переброшен в Эстонию, а потом на Калининский фронт.
Особенно тяжелые бои, по рассказам дедушки, происходили в районе городов Старая Русса и Ржев, где в топке войны "сжигались" целые дивизии.
В это время были большие потери парка самолетов, но было мног и таких, которые можно было отремонтировать и снова отправить в бой.
В это время Федора Борисовича назначают командиром передвижных авиационно-ремонтных мастерских (ПАРМ), которые представляли собой отряд специальных технических автобусов, смонтированных на базе грузовых автомобилей (ЗИС-5 и других марок), внутри которых находилось всевозможное оборудование и станки(токарные,фрезерные, резьбонарезные, сверлильные, рас точные, сварочные аппараты). Практически этот передвижной цех на колесах мог выполнять ремонт и восстановление поврежденных в боях самолетов в любом месте.
Неоднократно Федору Борисовичу с группой своих солдат-ремонтников приходилось десантироваться в тыл врага, к партизанам, где с вынужденной посадкой находились подбитые самолеты, которые после ремонта взлетали и продолжали бои за победу над фашистской Германией . Было немало случаев, когда подбитые самолеты совершали вынужденную посадку на заминированные поля и ремонтная бригада в сопровождении минеров добиралась до этих самолетов, чтобы отремонтировать или, если ремонт был невозможен-снять все самое ценное(двигатели ипр.) и переправить на свою сторону.
Часто приходилось работать под "огнем" противника, в связи с чем в состав группы авиационных специалистов подключали пехотные подразделения, которые держали оборону и охраняли во время ремонтных работ или разборки самолета.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Битвы за Старую Руссу, Ржев, Калининский фронт, Западный фронт, взятие Кенинсберга, Украинский фронт. Точных данных нет.
  • Кенигсбергская операция
  • Ржевская битва

Награды ветерана

Орден Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Орден Отечественной войны 1 степени
Орден Отечественной войны 2 степени
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «За отвагу»

Биография после войны

После окончания Великой Отечественной войны Целовальников Федор Борисович продолжал служить в вооруженных силах и по истечении 25 календарных лет службы был демобилизован и в последующем работал слесарем-наладчиком на одеяльно-войлочной фабрике г. Лубны Полтавской области. Неоднократно был отмечен почетными грамотами и присвоением звания "Ветеран Труда".

Рекомендованные материалы
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин
19 марта день рождения легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича ...
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
Знамя Победы является символом великого подвига народов нашей страны, сокрушивших германский фашизм,...
И. Д. Черняховский
И. Д. Черняховский
Иван Данилович Черняховский – один из наиболее талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе...