Горячая линия: 8 (495) 539-59-58

Парамонов Алексей Алексеевич

11.02.1919 - 05.11.1994
Меcто рождения:
с.Васильково, Владимирского района
Меcто призыва:
Воронеж
Звание, в котором закончил войну:
старший техник эскадрильи
Дата призыва:
1942
Воинское формирование, в котором закончил войну:
17 истребительный авиационный полк

Военная биография

Время, отдаляя от нас военные годы, не умаляет нашей памяти о тех, кто дал нам жизнь. Кто защитил своей жизнью наше будущее и будущее многих поколений.
Мой прадед, Парамонов Алексей Алексеевич, воевал в годы Великой Отечественной войны. После окончания Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского Н.Е. в июле 1942 г. был направлен на Воронежский фронт во 2-ю Воздушную Армию на должность старшего техника эскадрильи 17 истребительного авиационного полка. Войну закончил в должности старшего инженера 69 гв. Истребительного авиаполка - заместителя командира полка по ИАС.
Авиационные полки, в которых служил мой прадед, вели в годы Великой Отечественной войны боевые действия в составе Воронежского, Степного, 2 и 1 Украинских фронтов. Мой прадед участвовал в сражениях на Курской дуге, в освобождении Украины и Дона, в Висло-Одерской операции, в освобождении Румынии, Польши, Праги и в операции по взятию Берлина. В ходе Висло-Одерской операции была освобождена Польша. За освобождение польского города Ярослова полк моего прадеда был удостоен звания Ярословского. За проявленное мужество и героизм полку было присвоено звание гвардейского, и вместо 438-го ИАП полк стал именоваться 212-й гвардейский Ярословский истребительный авиационный полк. Инженеры и техники истребительного полка своим напряженным, титаническим трудом обеспечивали боевые и учебно-боевые вылеты, а так же восстановление самолетов, получивших повреждения. Ремонтировать самолеты, как правило, приходилось ночью, с тем чтобы днем обслуживать их уже готовыми к бою. В холодную, вьюжную зиму 1943 г. руки порой приваривало к металлу. Куртка техника, подвластная всем ветрам и дождям, грела плохо, но часто служила укрытием отдельных частей самолета. Нередко техники ходили с обмороженными руками, ногами и лицом. Инженерно-технический состав отвечал за боеготовность самолетов, за безотказность их действия в воздухе. Своей безукоризненной, четкой и добросовестной работой они вселяли в летчиков веру в технику, в благополучие полета…Забот и тревог у летчиков достаточно, чтобы еще думать и сомневаться в исправности материальной части, они вверяли свою жизнь техникам, они верили им, их знаниям и сердцу. Инженеры и техники жили обостренными слухом и зрением. Они чутко и безошибочно улавливали самые мельчайшие дефекты в работе мотора. Не было для них лучшей музыки, чем звуки исправно работающего двигателя. На памяти фронтовых авиационных инженеров и техников много случаев, когда самоотверженность технического состава порой решала исход борьбы. Очень хорошо о техниках сказано в стихотворении сержанта Крюкова И.:
За облаками не летал
Ты в предрассветной мгле,
А если и держал штурвал,
То только на земле

Но сколько ты вложил труда,
Чтоб верный самолет,
В любое время хоть куда,
Мог совершить полет!

С пилотом, что на нем идет
Уверенно в воздушный бой,
Ты делишь славу и почет,
Соратник боевой!
Боевой друг и фронтовой товарищ моего прадеда гвардии инженер-подполковник Т.Б. Кожевникова написала много воспоминаний о событиях той поры. Они служили в одном авиаполку, и мне было особенно важно узнать о прадеде от его фронтовых друзей.
Т.Б.Кожевникова писала о прадеде:
«Инженер третьей эскадрильи инженер-капитан Алексей Парамонов слывет ювелиром в делах технически чрезвычайно тонких и деликатных. Человек он вдумчивый, знающий, ко всему ищет свой особый подход.
В его эскадрилье один летчик как-то едва дотянул до аэродрома — снаряд пробил картер мотора. Обычно на замену двигателя требуется ночь, но изобретательный Парамонов решил ускорить эту работу. В считанные минуты над самолетом взметнулась тренога из телеграфных столбов с замысловатым веревочным переплетением вместо тали. Предусмотрительно расконсервированный новый двигатель ждет постановки, пока быстро снимается поврежденный. Вскоре после посадки самолета техник Горшенин опробовал новый мотор. В этих случаях полагается обкатка двигателя, то есть налет на экономичном режиме хотя бы три-четыре часа. Но время не терпит, и самолет идет в бой без обкатки.
«Парамоныч все может», — говорят летчики эскадрильи. Все они с особой теплотой и любовью относятся к своему инженеру. А техники и механики за его научный подход к практическому опыту называют профессором.
Парамонов не только отличный инженер, но и необыкновенно прямой, честный и порядочный человек. Всех покоряет уважительность и доброта, с которыми Парамонов относится к своим подчиненным, ко всем людям. Он очень заботлив и внимателен, всегда берет на себя самую тяжелую работу, в любую минуту не раздумывая приходит на помощь каждому. Помню такой случай.
Весной 1943 года полк базировался на необорудованном полевом аэродроме. Стоянка находилась в низине. Накануне резко потеплело, пошел дождь. И вот внезапно талые воды хлынули на стоянку новых самолетов Як-7б. Инженер эскадрильи Парамонов бросился в ледяную воду и, стоя по пояс в мутном потоке, помогал техникам закреплять на самолетах длинные тросы. С помощью тракторов все самолеты эскадрильи были вытащены на более высокое место.
Парамонов — прекрасный товарищ, отличный организатор и главным методом воспитания подчиненных считал личный пример. Поэтому он всегда был впереди других, был там, где трудно.»

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Сражения на Курской дуге, битвы за освобождение Украины и Дона, Висло-Одерская операция, битвы за освобождение Румынии, Польши, Праги, операция по взятию Берлина.

Награды ветерана

Орден Отечественной войны 1 степени
Орден Отечественной войны 2 степени

Биография после войны

Он прослужил в Вооруженных Силах более 40 лет, его годы службы проходили в Румынии, Белоруссии, Германии и Москве. С 1967 г. по 1980 г. он занимал должность заместителя главного инженера ВВС по капитально-восстановительному ремонту–начальника управления КВР авиационной техники, в звании генерал-лейтенанта-инженера.
Мне хочется рассказать о воспоминаниях прадеда о выпуске из ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского первой группы космонавтов.
«В 1967 году приказом Министра обороны СССР я был назначен председателем ГЭК академии им. проф. Н.Е.Жуковского. Задача для меня была новая. До этого, окончив академию в 1942 г., я служил в строевых частях, пройдя все категории военного авиационного инженера вплоть до Главного инженера ВВС (Белоруссия). После завершения выпуска в 1967 г. я вернулся к исполнению своих обязанностей и о задаче по выпуску этой же ГЭК космонавтов никакой речи не было. О необходимости выпуска космонавтов, в том числе Гагарина Ю.А., Титова Г.С., Терешковой В.Н. мне сообщил в конце ноября 1967 начальник ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского – Федяев Н.М. Срочность выпуска была связана с тем, что «гражданские» специалисты заявили большие претензии на предоставление приоритетного права полетов в космос, вместо военных летчиков. Основанием для такого рода претензий у «гражданских» было их одно преимущество – высшее образование и ученые степени.
В силу особой секретности всего, что касалось космонавтики, в том числе и содержания дипломных проектов никто из членов ГЭК, назначенных в комиссию «со стороны» ничего не знал. Поэтому меня, как председателя ГЭК, прежде всего интересовали следующие вопросы:
- общее знакомство с проектными работами;
- личности, сдающих экзамены, их общая подготовка, научная и инженерная эрудиция;
- личности учителей и наставников.
В ВВС была организована система поддержания у руководящего инженерного состава достаточного уровня знаний и регулярного изучения новейшей авиационной техники, а так же личное общение с Генеральными конструкторами – Микояном А.И., Яковлевым А.С., Сухим П.О., Туманским С.К., Пилюгиным Н.А. и др. Тесная связь с вузами позволила составу ГЭК понять проекты, изучить их детали. Большой жизненный опыт облегчил знакомство с экзаменующимися и с их учителями. Сравнение выпускников-космонавтов с рядовыми выпускниками 1967 г. показало, что несмотря на различие в сроках, методах, факторах обучения, выпускники-космонавты ничем не уступали своим «однокашникам». Перерывы в учебе были компенсированы большим вниманием к космонавтам со стороны их учителей. Опасение, что на ГЭК будут «давить» сверху в случае каких-либо осложнений не подтвердилось. Никто из членов ГЭК ни в какой форме не испытывал даже намеков на «особые», более слабые требования к выпускникам-космонавтам. Более того, требовательность, диктуемая особой ответственностью, была даже выше обычной и экзаменующиеся ее выдержали. Ни один из экзаменующихся не намекнул на особый к нему подход. Гагарин и другие очень быстро налаживали контакт, быстро схватывали задаваемые вопросы, мгновенно сосредотачивались, были уверены (но не самоуверенны) в своих ответах, доброжелательны, вежливы, даже излишне скромны.
Вся комиссия работала так, чтобы не оставить ни малейшего сомнения в наших выводах и оценках. Мы понимали, что нам доверено дать государственную оценку не только знаменитым на весь мир выпускникам, но и очень большому прославленному коллективу ученых-преподавателей». Из книги С.М.Белоцерковского «Первопроходцы Вселенной» «По окончании защиты и тщательного обсуждения, ГЭК приняла соответствующие решения. И вот наступил торжественный момент – председатель комиссии генерал-лейтенант Парамонов А.А. объявляет итоги защиты космонавтам № 1 и №2. Оценка дипломного проекта: выполнение работы – «отлично», защита работы – «отлично», общая оценка работы – «отлично». Постановление: на основании итогов учебной успеваемости, выполнения и защиты дипломной работы полковнику Гагарину Ю.А. присвоить квалификацию летчика-инженера-космонавта и выдать ему диплом об окончании инженерного факультета с отличием. Комиссия отмечает высокий уровень дипломной работы, способность дипломанта к научной работе и в связи с этим рекомендует ему обучение в заочной адъюнктуре Военно-воздушной инженерной ордена Ленина Краснознаменной академии имени профессора Н.Е.Жуковского».
По долгу службу мой прадед работал в составе комиссии по расследованию причин гибели Гагарина Ю.А. (его воспоминания, вошедшие в книгу С.М.Белоцерковского «Первопроходцы Вселенной», приложены в файле).
В своей жизни прадед часто вспоминал свою школу № 150 (в н.в. ГБОУ № 1424), расположенную по адресу: Ленинградский проспект, 46, недалеко от метро Аэропорт. Это был первый выпуск 1938 года. Он рассказывал, что в школе он получил прекрасную подготовку по всем предметам, которая позволила ему успешно сдать вступительные экзамены и поступить в ВВИА имени профессора Н.Е.Жуковского». Будучи профессионалом в инженерном деле, умеющим много делать своими руками, прадед был гармоничной личностью, прекрасно образованным и культурным человеком. Он знал много стихов Сергея Есенина и Владимира Маяковского наизусть, интересовался литературой, историей, музыкой и архитектурой. По-видимому, профессия, связанная с небом и романтикой полетов, делает человека возвышенным и прекрасным.
В памяти нашей семьи прадед останется образцом порядочного, дисциплинированного, ответственного, честного человека, способного на безграничную любовь и преданность.
Много молодых ребят погибло в годы войны, защищая нашу Родину. Ценой своих жизней они дали жизнь нам. Мы должны бережно относиться к павшим за Родину, и ценить вклад в историю всех, кто жил до нас, трудился и не жалел себя.
Много людей погибло в этой страшной войне, кто-то пропал без вести, у кого-то нет могилы, куда можно прийти почтить память, но они были. Все, кто любил нашу землю, и теперь даже «прахом своим» помогают своим потомкам.
С каждым годом ветеранов войны становится все меньше и меньше, но память в наших сердцах остается навсегда.
Вечная им память.

Рекомендованные материалы
Партизанское и подпольное движение
Партизанское и подпольное движение
30 мая 1942 г. И.В. Сталин дал указание создать при Ставке Верховного главнокомандования Центральный...
Американские прогнозы отношений с Россией в послевоенном мире  (Меморандум Управления стратегических служб в мае 1945 года)
Американские прогнозы отношений с Россией в послевоенном мире (Меморандум Управления стратегических служб в мае 1945 года)
5 мая 1945 года директор Управления стратегических служб У. Донован направил президенту США Г. Трумэ...
Крымская операция
Крымская операция
8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция советских войск