Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Лещёв Леонид Митрофанович

07.02.1921 - 14.01.1945
Меcто рождения:
с.Ново-Вознесеновка, Пржевальского р-на, Киргизской ССР

Биография

Помню из рассказов своего отца, Лещёва Евгения Николаевича, как много усилий прилагал мой дедушка, Лещёв Николай Митрофанович, 1926 года рождения, участник Великой Отечественной войны с 1943 г., чтобы узнать подробности того как воевал его старший брат, как погиб и где похоронен. Он обращался во все инстанции, но во времена Советского Союза многие документы были засекречены, особенно которые касались потерь в ВОВ офицерского состава. После смерти моего дедушки его дело продолжил отец, которому удалось узнать, как воевал и как погиб Лещёв Леонид Митрофанович.
Лещёв Леонид Митрофанович родился 7 февраля 1921 г. в селе Ново-Вознесеновка Пржевальского района Иссык-Кульской области Киргизской ССР. В 1938 г. Леонид, как отличник учёбы был направлен для поступления во 2-е Московское артиллерийское училище.
Курсант 2 Московского артиллерийского училища (2 МАУ) Лещёв Леонид Митрофанович.
В данном училище Лещёв Л.М. проучился всего год – с сентября 1938 по август 1939 г. и после его расформирования в сентябре был направлен во 2-е Киевское артиллерийское училище (КАУ).
20 февраля 1940 г. курсант Лещёв Л.М. был досрочно выпущен из училища в воинском звании лейтенант, как отлично усвоивший программу обучения, и был на-правлен в Славутское пехотное училище на должность командира взвода. Но уже в соответствии с приказом по войскам Киевского особого военного округа от 8 марта 1940 г. № 01243 он был назначен в 324 гаубичный артиллерийский полк БМ РГК на должность командира взвода управления 2 батареи 1 дивизиона.
С 22 июня по 31 июля 1941 г. лейтенант Лещёв Л.М. принимал непосредственное участие в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками в составе своего полка, который вошёл в состав Юго-Западного фронта.
После тяжелых кровопролитных боёв, в ходе которых полк понёс большие по-тери в живой силе и вооружении он был направлен на доукомплектование новым по-полнением и проведения боевого слаживания в Марийскую АССР с местом дислокации пос. Красногорск.
В феврале 1943 года полк был направлен на Ленинградский фронт и участвовал в боевых действиях: с 19 февраля по 8 апреля в составе 55 Армии, с 8 апреля по август 1943 года в составе 42 Армии.
После переподчинения 324 гап 42 Армии Лещёв Л.М. был направлен в распоря-жение командира отдельного тяжёлого гаубичного артиллерийского дивизиона, куда прибыл 18 апреля 1943 г. Согласно Директивы Ленфронта от 23.04.1943 г. за № 1/15370 с 30.04.43 г. данный дивизион был преобразован в 1640 гаубичный артилле-рийский полк БМ РГК. 1640 гап БМ РГК состоял из 2-х дивизионов, в каждом из которых было по 3 батареи. Каждая батарея состояла из взвода управления и 2-х огневых взводов. В каждом взводе было по одной 203 мм гаубицы Б-4. Командиром 2 батареи 1 дивизиона был назначен старший лейтенант Лещёв Л.М.
Получение 1-го ордена Красная Звезда.
Батареи старшего лейтенанта Лещёва Л.M. была поставлена задача на разруше-ние завода в селе Антропшино. 21 мая, корректируя огонь орудий, имел одно прямое попадание в основание трубы и 13 попаданий в здание завода, в результате чего завод был выведен из числа действующих. За успешное выполнение поставленной выше-стоящим командованием задания старший лейтенант Лещёв Леонид Митрофанович был удостоен своей первой боевой награды – ордена Красной Звезды.
Получение 2-го ордена Красная Звезда.
В период с 16 по 19 августа 1943 года перед 73 мотострелковой бригадой была поставлена задача – овладеть опорными пунктами сопротивления противника №№ 1, 6, 36, 38 с выходом на рубеж р. Мойка. Перед 21 гв. ГАБр БМ РГК была поставлена задача: взломать передний край обороны противника, разрушение ДЗОТ в указанных узлах сопротивления.
18 августа 1943 г. после непродолжительной артподготовки части 73 МСБр и 120 стрелковой дивизии перешли в наступление, и вышли на рубеж 100-250 м северо-восточное церкви Анненское. В ходе наступления подразделений 120 стрелковой ди-визии командир 8 батареи 3 дивизиона 21 ГАБр капитан Лещёв JI.M. находился с ко-мандиром 2 батальона 543 стрелкового полка данной дивизии. Лично сам разведал 3 ДЗОТ, мешающих продвижению пехоты и огнём своей батареи разрушил их.
19.08.43 г. в ходе продолжающегося наступления он разведал 2 пулемётных ДЗОТ и 1 ДОТ, которые разрушил огнём своей батареи. За своевременное выявление и быстрое разрушение инженерных сооружений противника, мешающих продвижению подразделений 543 сп в полосе их наступления, капитан Лещёв Л.М. получил похвальный отзыв от командира полка.
20.08.43 г. в районе Синявино капитан Лещёв Л.М. лично выдвинулся на рас-стояние 50-60 м от переднего края противника, где провоцируя сильный миномётно-пулемётный огонь немцев, выявил 2 пулемётных ДЗОТ противника, которые сдерживали бы наступление частей и подразделений 120 сд. Проведя данную рекогносцировку переднего края обороны противника, используя смекалку и хитрость, храбрость и мужество, выявленные 2 ДЗОТ были своевременно разрушены. За данные действия капитан Лещёв Л.М. был удостоен своей второй боевой награды – ордена Красной Звезды.
Получение ордена Александра Невского.
Удерживая на восточном берегу р. Нарва плацдарм, противник всё снабжение войсковых частей и их маневрирование через р. Нарва производил по мостам, связы-вающим западный с восточным берегами, и ледяному покрову. Одним из важнейших мостов, который главным образом обеспечивал переброску на восточный берег тяжёлых танков, автомашин и живой силы, являлся железнодорожный мост в квадрате 6368. Его расположение в крутых берегах реки Нарва и выход на восточный берег не-посредственно в район зданий городского типа пригорода Явмлинн, совершенно исключали возможность наблюдения с наших наземных пунктов, и как следствие на-блюдаемого огня артиллерии.
Распоряжением командующего артиллерией 2 Ударной Армии задача на раз-рушение железнодорожного моста была поставлена 21 гв. ГАБр БМ РГК. Проведённой разведкой в течение 22-25 марта было установлено, что просмотр моста с назем-ных пунктов и вышек не обеспечивается. С пунктов на трёх вышках в квадратах 8271, 8372 и 8473 было установлено месторасположение моста. На местности просматривались вход дороги на мост и его западная часть, прикрытая маскировочной сетью. Час-тично наблюдалось движение транспорта по мосту (в основном крытых машин), что подтверждало разведданные. Однако эти данные, безусловно, не могли обеспечить надежной и эффективной стрельбы на разрушение, в силу чего было принято решение разрушить мост с самолетом корректировщиком 49 ОКАЭ.
С прибывшим 26.03. в штаб бригады командиром 49 ОКАЭ, летчиком и лётным наблюдателем были детализированы вопросы по организации связи, методе при-стрелки и стрельбы на разрушение. Во второй половине дня с самолетом была проведена проверка вхождения в связь, работа взаимосвязи и тренировка по управлению огнем.
Учитывая сложность наблюдения и корректуры стрельбы, отсутствие каких бы то ни было данных о конструкции моста, а, следовательно, и возможности его разрушения, было принято решение добиться шесть прямых попаданий, что потребовало бы расхода 99 выстрелов.
27.03. по графику была произведена пристрелка репера основным орудием и перерасчет данных на цель с засечкой разрывов пунктами СНД и определение их положения по отношению моста. Ввиду ограниченной видимости и низкой облачности разрушение моста было перенесено на 28.03.44 года.
По данным лётного наблюдателя и результатам сопоставления засечек разрывов пунктами СНД с целью было прямых попаданий непосредственно в мост 3 (на седьмом, двенадцатом и двадцать втором контроле), в западный конец моста – 3 попадания и в непосредственной близости от моста 8 разрывов.
Произведенные аэрофотоснимки результатов стрельбы во второй половине дня 28.03. (после стрельбы) и 29.03.44 года подтверждало факт полного завала централь-ной клетки (деревянной) и завал ферм в воду. Расход боеприпасов на пристрелку, разрушение и промежуточные контроли составили 58 выстрелов, что дало экономию почти такого же количества снарядов.
Задача по разрушению моста была выполнена в сравнительно короткий срок, при весьма ограниченном расходе снарядов. Но самое главное в выполнении поставленной задачи было то, что огонь вёлся «вслепую», не видя цели, так как до моста было расстояние более 7000 м и необходимо было произвести достаточно точные математические расчёты, для того чтобы разрушить мост не видя результатов стрельбы.
Гвардии капитан Лещёв Леонид Митрофанович, погиб 14 января 1945 г. с началом наступательной операции по освобождению Польши. До окончания Великой Отечественной войны оставалось 113 дней. Погиб в возрасте 23 лет, не дожив до своего 24-летия 23 дня. Похоронен Лещёв Л.М. первоначально был на территории Польши в местечке Гнойно, впоследствии перезахоронено в воеводстве Цехановском, рядом с населённым пунктом Пултуск-Клещево.

Награды ветерана

Орден Александра Невского
Рекомендованные материалы
Аджимушкайские каменоломни
9 Мая 2016
Аджимушкайские каменоломни
После падения Керчи в середине мая 1942 года часть советских военнослужащих и гражданских лиц скрыли...
Александр Иванович Покрышкин
15 Марта 2016
Александр Иванович Покрышкин
19 марта день рождения легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича ...
Второй фронт
16 Мая 2016
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...