Прихожан Анатолий Александрович

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
г. Могилев, Белоруссия
Меcто призыва:
Москва
Звание, в котором закончил войну:
На начало войны - воентехник 2 ранга; на конец войны - инженер-подполковник
Дата призыва:
1938
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Отдел инженерных войск БВО

Военная биография

Мой отец Прихожан Анатолий Александрович, 1910 г.р., по профессии инженер-строитель, был призван в армию в ноябре 1938 года Фрунзенским военкоматом г. Москвы и до войны служил в Белорусском военном округе (Гродно), где возводил на границе новую оборонительную линию (укрепрайоны).
Войну встретил в Белоруссии, на границе (в Гродненском укрепрайоне, протянувшемся на 80 км вдоль границы) в должности и.о. главного инженера управления строительства и в звании воентехника 2 ранга. Первые несколько дней войны организовывал эвакуацию семей военнослужащих (пограничников и военных строителей), после чего был направлен на оборонительные работы Западной границы СССР.
В составе вновь сформированных структур военно-полевого строительства мой отец в должности главного инженера одного из управлений летом 1941 года участвовал в сооружении Главного Рубежа Обороны (противотанковые рвы, окопы, ДЗОТы, ходы и пр.). В этот период войска Западного фронта, где воевал отец, с боями отступали в направлении Москвы. Этот комплекс оборонительных и наступательных действий Красной Армии получил название Смоленского сражения, заключительным событием которого стала наступательная операция под Ельней, когда впервые был осуществлен прорыв сильной обороны противника, разгром его группировки и изгнание со значительной части советской территории. Отец участвовал в Ельнинской операции в сентябре 1941 года, после чего строил оборонительные сооружения на юге от Москвы (Серпухов, Кашира и др.), а в декабрьском контрнаступлении советских войск обеспечивал «снежными» аэродромами нашу авиацию.
С начала 1942 года отец воевал на Северо-Западном фронте, где в составе 35 Саперной бригады 1 Саперной Армии в тяжелейших условиях (леса, топи, болота и т.п.) руководил строительством узлов обороны, полевых фортификационных сооружений, дорог, переправ, мостов, обеспечивая наши части бесперебойным соединением.
В начале 1943 года отец был переведен во Фронтовое управление оборонительного строительства №3 (ФУОС-3) на должность заместителя начальника-главного инженера, где и прослужил до конца войны и еще один год после её окончания. В составе ФУОС-3 отец, зачастую под обстрелом, руководил строительством низководных мостов, что обеспечивало бесперебойное движение танков, самоходных орудий и другой военной техники, фортификационными работами, рекогносцировкой и разминированием ранее запятых противником территорий. В ноябре 1943 ФУОС-3 было передислоцировано на 2 Украинский фронт.
С февраля 1944 года ФУОС-3 воевало на территории Правобережной Украины, где отец руководил прокладкой дорог и проводкой военного транспорта для Корсунь-Шевченковской операции, восстановлением разрушенных немцами железнодорожных путей, сооружением мостов через реки Южный Буг, Днестр и Прут, строительством полевых фортификационных укреплений, разминированием объектов на освобождаемых территориях.
Период с августа 1944 года отец провел на переднем крае обороны, севернее г. Яссы (Молдавия), где в ходе Ясско-Кишиневской операции обеспечил строительство двух мостов через р. Прут близ г. Унгены. После этого ФУОС-3 было передислоцировано в Румынию, а в октябре вслед за наступающими войсками вошло в Венгрию, где отец руководил строительством паромной переправы через р. Тисса, строительством четырех низководных мостов и переделку железнодорожного моста под автомобильное движение. В декабре 1944 года отец осуществляя строительство моста через р. Дунай, а в конце декабря участвовал в боях за Будапешт.
В январе 1945 года отец, практически под огнем противника, руководил восстановлением железной дороги северо-восточнее Будапешта, возведением моста (взамен взорванного), соединяющего Пешт с островом Чепель, строительством моста через р. Дунай севернее Пешта, разминированием одного из районов Пешта. В конце февраля ФУОС-3 было передислоцировано в пограничный с Венгрией чехословацкий город Шаги, где занималась изготовлением десантных лодок для линейных частей, форсировавших притоки Дуная (Ипель, Грон, Нитра,Вач и др.). В марте-апреле военные строители обеспечивали водные переправы для наступавших войск, строили мосты через р. Дунай вблизи чехословацкого г. Комарно и р. Морава южнее г. Бржеслав.
После взятия г. Вена в апреле 1945 года отец руководил разминированием дорог левобережья и подъездов к единственному сохранившемуся мосту через Дунай, а также занимался восстановлением двух разрушенных мостов Вены, в связи с чем ему была вынесена особая благодарность бургомистром Вены. К концу 1945 года ФУОС-3 было расформировано, и отец занимался ликвидацией дел. В апреле 1946 отец, в 1943 году женившейся на моей матери, оправился с женой на Родину. Начав войну воентехником 2 ранга, отец закончил её в звании инженера-подполковника.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Корсунь-Шевченковская операция
  • Оборона Москвы
  • Освобождение Будапешта
  • Освобождение Правобережной Украины
  • Освобождение Румынии
  • Первое освобождение Ельни
  • Ясско-Кишинёвская операция

Биография после войны

После войны отец чуть более года (до августа 1957 года) занимался восстановлением военных и гражданских сооружений в г. Одессе и области.
С сентября 1947 года в течение трех лет принимал участие в строительстве первого ядерного полигона СССР, и в январе 1950 года ему было присвоено звание инженера-полковника.
С сентября 1947 по сентябрь 1961 года отец работал главным инженером, начальником Управления инженерных работ на строительстве космического полигона в г. Капустин Яр, где ковался ракетный щит Родины и откуда в октябре 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. В мае 1960 года отцу было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы. В апреле 1961 года отец по состоянию здоровья ушел в отставку, и вся семья переехала в г. Волгоград.
В Волгограде отец в течение 7 лет руководил экспериментальной группой от московского института ЦНИИОМТП по созданию строительного крана-автомата, автором которого он являлся. Был создан опытный образец крана, проведены испытания, но в 1968 году по решению руководства ЦНИИОМТП разработки были прекращены. После этого отец в течение 10 лет вплоть до своей кончины читал подготовленный им курс лекций «Строительство и кибернетика» в Волгоградском институте инженеров городского хозяйства, был членом Военно-научного общества, активно участвовал в работе Комитета ветеранов.

Рекомендованные материалы
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Война, полководческая деятельность – самое трудное, многогранное, кровавое дело из всех отраслей чел...
И. Д. Черняховский
И. Д. Черняховский
Иван Данилович Черняховский – один из наиболее талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе...
Прочти меня, если сможешь
Прочти меня, если сможешь
Советские "тьюринги" и криптография времен Великой Отечественной Войны