Прихожан Анатолий Александрович

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
г. Могилев, Белоруссия
Меcто призыва:
Москва
Звание, в котором закончил войну:
На начало войны - воентехник 2 ранга; на конец войны - инженер-подполковник
Дата призыва:
1938
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Отдел инженерных войск БВО

Военная биография

Мой отец Прихожан Анатолий Александрович, 1910 г.р., по профессии инженер-строитель, был призван в армию в ноябре 1938 года Фрунзенским военкоматом г. Москвы и до войны служил в Белорусском военном округе (Гродно), где возводил на границе новую оборонительную линию (укрепрайоны).
Войну встретил в Белоруссии, на границе (в Гродненском укрепрайоне, протянувшемся на 80 км вдоль границы) в должности и.о. главного инженера управления строительства и в звании воентехника 2 ранга. Первые несколько дней войны организовывал эвакуацию семей военнослужащих (пограничников и военных строителей), после чего был направлен на оборонительные работы Западной границы СССР.
В составе вновь сформированных структур военно-полевого строительства мой отец в должности главного инженера одного из управлений летом 1941 года участвовал в сооружении Главного Рубежа Обороны (противотанковые рвы, окопы, ДЗОТы, ходы и пр.). В этот период войска Западного фронта, где воевал отец, с боями отступали в направлении Москвы. Этот комплекс оборонительных и наступательных действий Красной Армии получил название Смоленского сражения, заключительным событием которого стала наступательная операция под Ельней, когда впервые был осуществлен прорыв сильной обороны противника, разгром его группировки и изгнание со значительной части советской территории. Отец участвовал в Ельнинской операции в сентябре 1941 года, после чего строил оборонительные сооружения на юге от Москвы (Серпухов, Кашира и др.), а в декабрьском контрнаступлении советских войск обеспечивал «снежными» аэродромами нашу авиацию.
С начала 1942 года отец воевал на Северо-Западном фронте, где в составе 35 Саперной бригады 1 Саперной Армии в тяжелейших условиях (леса, топи, болота и т.п.) руководил строительством узлов обороны, полевых фортификационных сооружений, дорог, переправ, мостов, обеспечивая наши части бесперебойным соединением.
В начале 1943 года отец был переведен во Фронтовое управление оборонительного строительства №3 (ФУОС-3) на должность заместителя начальника-главного инженера, где и прослужил до конца войны и еще один год после её окончания. В составе ФУОС-3 отец, зачастую под обстрелом, руководил строительством низководных мостов, что обеспечивало бесперебойное движение танков, самоходных орудий и другой военной техники, фортификационными работами, рекогносцировкой и разминированием ранее запятых противником территорий. В ноябре 1943 ФУОС-3 было передислоцировано на 2 Украинский фронт.
С февраля 1944 года ФУОС-3 воевало на территории Правобережной Украины, где отец руководил прокладкой дорог и проводкой военного транспорта для Корсунь-Шевченковской операции, восстановлением разрушенных немцами железнодорожных путей, сооружением мостов через реки Южный Буг, Днестр и Прут, строительством полевых фортификационных укреплений, разминированием объектов на освобождаемых территориях.
Период с августа 1944 года отец провел на переднем крае обороны, севернее г. Яссы (Молдавия), где в ходе Ясско-Кишиневской операции обеспечил строительство двух мостов через р. Прут близ г. Унгены. После этого ФУОС-3 было передислоцировано в Румынию, а в октябре вслед за наступающими войсками вошло в Венгрию, где отец руководил строительством паромной переправы через р. Тисса, строительством четырех низководных мостов и переделку железнодорожного моста под автомобильное движение. В декабре 1944 года отец осуществляя строительство моста через р. Дунай, а в конце декабря участвовал в боях за Будапешт.
В январе 1945 года отец, практически под огнем противника, руководил восстановлением железной дороги северо-восточнее Будапешта, возведением моста (взамен взорванного), соединяющего Пешт с островом Чепель, строительством моста через р. Дунай севернее Пешта, разминированием одного из районов Пешта. В конце февраля ФУОС-3 было передислоцировано в пограничный с Венгрией чехословацкий город Шаги, где занималась изготовлением десантных лодок для линейных частей, форсировавших притоки Дуная (Ипель, Грон, Нитра,Вач и др.). В марте-апреле военные строители обеспечивали водные переправы для наступавших войск, строили мосты через р. Дунай вблизи чехословацкого г. Комарно и р. Морава южнее г. Бржеслав.
После взятия г. Вена в апреле 1945 года отец руководил разминированием дорог левобережья и подъездов к единственному сохранившемуся мосту через Дунай, а также занимался восстановлением двух разрушенных мостов Вены, в связи с чем ему была вынесена особая благодарность бургомистром Вены. К концу 1945 года ФУОС-3 было расформировано, и отец занимался ликвидацией дел. В апреле 1946 отец, в 1943 году женившейся на моей матери, оправился с женой на Родину. Начав войну воентехником 2 ранга, отец закончил её в звании инженера-подполковника.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Корсунь-Шевченковская операция
  • Оборона Москвы
  • Освобождение Будапешта
  • Освобождение Правобережной Украины
  • Освобождение Румынии
  • Первое освобождение Ельни
  • Ясско-Кишинёвская операция

Биография после войны

После войны отец чуть более года (до августа 1957 года) занимался восстановлением военных и гражданских сооружений в г. Одессе и области.
С сентября 1947 года в течение трех лет принимал участие в строительстве первого ядерного полигона СССР, и в январе 1950 года ему было присвоено звание инженера-полковника.
С сентября 1947 по сентябрь 1961 года отец работал главным инженером, начальником Управления инженерных работ на строительстве космического полигона в г. Капустин Яр, где ковался ракетный щит Родины и откуда в октябре 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. В мае 1960 года отцу было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы. В апреле 1961 года отец по состоянию здоровья ушел в отставку, и вся семья переехала в г. Волгоград.
В Волгограде отец в течение 7 лет руководил экспериментальной группой от московского института ЦНИИОМТП по созданию строительного крана-автомата, автором которого он являлся. Был создан опытный образец крана, проведены испытания, но в 1968 году по решению руководства ЦНИИОМТП разработки были прекращены. После этого отец в течение 10 лет вплоть до своей кончины читал подготовленный им курс лекций «Строительство и кибернетика» в Волгоградском институте инженеров городского хозяйства, был членом Военно-научного общества, активно участвовал в работе Комитета ветеранов.

Рекомендованные материалы
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
7-8 марта 1944 г. – состоялась передача Красной армии танковой колонны «Дмитрий Донской», построенно...
Маршал Советского Союза И. С. Конев
Маршал Советского Союза И. С. Конев
«Мы, фронтовики, не зря прожили жизнь, мы сумели разгромить фашизм и вселить веру в торжество нашего...
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин
19 марта день рождения легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича ...