Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Криворученко Иван Андреевич

18.04.1919 - 19.06.2005
Меcто рождения:
Одесская обл., Первомайский р-он, д. Катериновка

Военная биография

До войны выучился на шестимесячных курсах в г. Нарофоминске, которые готовили десятников-строителей геодезических знаков для Московского Аэрогеодезического предприятия ГУ Геодезии и Картографии при НКВД СССР. После курсов колесил по стране, работал несколько лет десятником в геодезической партии(1937-1939гг). Просился на фронт, однако как специалист важнейшей оборонной профессии был зачислен в запас второй категории и работал с 1940 г. слесарем на вагонном участке ст. Москва-Сортировочная Киевской ЖД. Во время ВОВ был на казарменном положении, просился неоднократно на фронт, однако ему неизменно отвечали, что его фронт - железная дорога.
Об этом времени Иван Андреевич не любил вспоминать, однако однажды уже в 2005 рассказал следующую историю.
С Московской окружной железной дороги со ст. Потылиха прибыл состав из 20-ти вагонов, груженных танками, в середине которого был вагон-ледник. Осмотрщики, которые встречали прибывающие составы, его осмотрели, осмотрела состав и поездной вагонный мастер. Никаких замечаний у них к подвижному составу не было. Состав готовили к отправке на фронт, где ждали новую военную технику. Время было обеденное, Иван Андреевич задержался на осмотре предыдущего состава. Однако закончив работу, несмотря на то, что можно было состав с техникой уже не смотреть (документы на отправку мастером уже были подписаны, претензий не было), он все же решил еще раз осмотреть состав, чувствуя какую-то необъяснимую тревогу. В середине поезда, где стоял вагон-ледник, увидел, что у одной колесной пары бандаж с наружной стороны имел белый цвет, как будто его отшлифовали наждаком. Это его насторожило, Иван Андреевич полез под вагон и обнаружил здесь же, в ступице, по всей окружности ржавчину и нарушенную краску. Стало ясно, что это неисправность, которая может привести к крушению всего состава,танки, которые ждут на фронте, будут уничтожены.

Если бы авария не была предотвращена, последствия были бы ужасающими: неотвратимо произошло бы крушение поезда и путь на фронт был бы парализован на несколько суток, не говоря уже о том, что необходимые боеприпасы и снаряды не дошли бы до места назначения. Ивана Андреевича начальство планировало представить к заслуженной награде за проявленную бдительность, но тогда одновременно было необходимо и наказать кого-то другого за халатность. По условиям военного времени, наказание могло быть очень суровым. Иван Андреевич от награды отказался, и наградой для него стали уважение и признательность сослуживцев и начальства, а также чувство до конца исполненного долга и спокойная совесть.

Награды ветерана

Медаль «За оборону Москвы»

История жизни и опыт работы после войны

Иван Андреевич Криворученко всю трудовую жизнь проработал на железной дороге. У него была дружная семья: жена Татьяна Васильевна (прошедшая ВОВ на трудфронте) и две дочери Елена и Валентина, у него было трое внуков, дождался он и правнука. Он был человеком очень трудолюбивым и творческим: писал картины, вырезал по дереву, занимался инкрустацией, в молодости любил играть на гармони, балалайке и скрипке (последние две мастерил своими руками). Любил природу. Иван Андреевич Криворученко дождался юбилей 60 лет победы, умер в возрасте 86 лет.

Рекомендованные материалы
И. Д. Черняховский
18 Февраля 2016
И. Д. Черняховский
Иван Данилович Черняховский – один из наиболее талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе...
Освобождение Крыма
8 Апреля 2016
Освобождение Крыма
8 апреля 1944 года – начало освобождения Крыма Красной армией.
Встреча  советских и американских войск на Эльбе
25 Апреля 2016
Встреча советских и американских войск на Эльбе
Даже в насыщенной многообразными событиями хронике Великой Отечественной войны дата 25 апреля 1945 г...