Биография

Бессмертный полк Северо-Западного округа

Шелухин Михаил Иванович родился 03 ноября (17 ноября по новому стилю) 1900 года в г.Сарапуль (в паспорте указан город Ленинград.) Летом 1917года Михаил окончил гимназию и пошел работать учеником сварщика в механические мастерские "Клименко и Дубовский" в Петрограде. Состоял в рабочей милиции Смольнинского района. 3 августа 1918 года он ушел добровольцем в составе Красной армии на фронт. Сражался в рядах 2-ой и 19-ой стрелковых дивизий на Северном, Петроградском, Псковском и Польском фронтах.
В боях с белогвардейцами был 4 раза ранен. В 1920 году командовал особым кавалеристским отрядом 2-ой стрелковой дивизии. После подписания перемирия на западном фронте был направлен в 1921 году в Петроград, в Высшую кавалеристскую школу, которую успешно окончил в сентябре 1923 года и возвратился в строевую часть. Демобилизовался в 1925 году из 21-го Дино-ставропольского полка 4 кав.дивизии. По направлению заводской парторганизации поступил в Ленинградский технологический институт, который окончил без отрыва от производства (диплом № 7325 от 22.09.1931года) по специальности инженера-механика третьего разряда по двигателям внутреннего сгорания.
В 1932 году за освоение новой продукции был премирован Товарищем Серго Орджоникидзе автомашиной М-1 (Эмочка) и по распоряжению ЦК ВКП(б) назначен техническим директором Государственного Союзного завода № 84, где работал до 1935 года. В 1935 году был назначен Главным инженером Управления полярной авиации. В 1937 году переведен на должность Главного инженера 1-го Московского авиаремонтного завода (1 МАРЗ).
С 1939 года работал Директором Государственного Союзного завода № 164 в г. Сызрань, откуда в 1941 году переведен в Москву на завод № 301, где назначен начальником фронтовых ремонтных мастерских, создаваемых на базе эвакуированного из прифронтовой зоны авиазавода.

В начале 1942 года он был назначен директором Государственного Союзного завода № 494, который выпускал боевые самолеты для фронта.
Весной-летом 1943 года он выполнял специальное задание на фронте в районе Курской дуги, за что представлялся командованием 16 воздушной армии к правительственной награде (см.копию приказа).
В июле 1944 года решением ГКО назначен директором завода в г.Мелец (Польша) для организации ремонта боевых самолетов и восстановления производства на заводе "Хенкель". 8 марта 1945 года его служебный самолет был подбит отступавшими с Сандомирского плацдарма немцами и рухнул в лесной массив. Отец и его пилот получили ранения, но задание выполнили.
Награжден орденами:"Отечественной войны" 2 степени № 766250 и "Красной звезды" № 3667489,а также медалями: "За победу над Германией в великой отечественной войне 1941-1945гг.","Двадцать лет победы в великой отечественной войне 1941-1945гг.","50 лет вооруженных сил СССР" и "За доблестный труд.В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина".
Конец войны и весь последующий год М.И.Шелухин провел в госпитале, и только в начале 1947 года был назначен директором Государственного Союзного завода № 477 в г.Красноярск, где работал до середины 1951 года, когда завод перепрофилировали и передали в другое министерство, его перевели в г.Тушино Московской области на завод № 82 МАП СССР.В 1953 году Шелухин М.И. вышел на пенсию по инвалидности, а по достижению 60 лет получил персонал пенсию республиканского значения.

Скончался в 1972 году после тяжелой болезни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Рекомендованные материалы
Маршал Советского Союза И. С. Конев
28 Декабря 2015
Маршал Советского Союза И. С. Конев
«Мы, фронтовики, не зря прожили жизнь, мы сумели разгромить фашизм и вселить веру в торжество нашего...
Гасить с “вертушки"
Гасить с “вертушки"
11 февраля 1945 года во время 158-го боевого вылета погиб советский летчик, генерал-майор авиации, д...
Знаменитый летчик-ас И.Н. Кожедуб
5 Февраля 2016
Знаменитый летчик-ас И.Н. Кожедуб
Путь от летной школы до «свободной охоты» на врага.