Биография

Бессмертный полк Северо-Западного округа

Шелухин Михаил Иванович родился 03 ноября (17 ноября по новому стилю) 1900 года в г.Сарапуль (в паспорте указан город Ленинград.) Летом 1917года Михаил окончил гимназию и пошел работать учеником сварщика в механические мастерские "Клименко и Дубовский" в Петрограде. Состоял в рабочей милиции Смольнинского района. 3 августа 1918 года он ушел добровольцем в составе Красной армии на фронт. Сражался в рядах 2-ой и 19-ой стрелковых дивизий на Северном, Петроградском, Псковском и Польском фронтах.
В боях с белогвардейцами был 4 раза ранен. В 1920 году командовал особым кавалеристским отрядом 2-ой стрелковой дивизии. После подписания перемирия на западном фронте был направлен в 1921 году в Петроград, в Высшую кавалеристскую школу, которую успешно окончил в сентябре 1923 года и возвратился в строевую часть. Демобилизовался в 1925 году из 21-го Дино-ставропольского полка 4 кав.дивизии. По направлению заводской парторганизации поступил в Ленинградский технологический институт, который окончил без отрыва от производства (диплом № 7325 от 22.09.1931года) по специальности инженера-механика третьего разряда по двигателям внутреннего сгорания.
В 1932 году за освоение новой продукции был премирован Товарищем Серго Орджоникидзе автомашиной М-1 (Эмочка) и по распоряжению ЦК ВКП(б) назначен техническим директором Государственного Союзного завода № 84, где работал до 1935 года. В 1935 году был назначен Главным инженером Управления полярной авиации. В 1937 году переведен на должность Главного инженера 1-го Московского авиаремонтного завода (1 МАРЗ).
С 1939 года работал Директором Государственного Союзного завода № 164 в г. Сызрань, откуда в 1941 году переведен в Москву на завод № 301, где назначен начальником фронтовых ремонтных мастерских, создаваемых на базе эвакуированного из прифронтовой зоны авиазавода.

В начале 1942 года он был назначен директором Государственного Союзного завода № 494, который выпускал боевые самолеты для фронта.
Весной-летом 1943 года он выполнял специальное задание на фронте в районе Курской дуги, за что представлялся командованием 16 воздушной армии к правительственной награде (см.копию приказа).
В июле 1944 года решением ГКО назначен директором завода в г.Мелец (Польша) для организации ремонта боевых самолетов и восстановления производства на заводе "Хенкель". 8 марта 1945 года его служебный самолет был подбит отступавшими с Сандомирского плацдарма немцами и рухнул в лесной массив. Отец и его пилот получили ранения, но задание выполнили.
Награжден орденами:"Отечественной войны" 2 степени № 766250 и "Красной звезды" № 3667489,а также медалями: "За победу над Германией в великой отечественной войне 1941-1945гг.","Двадцать лет победы в великой отечественной войне 1941-1945гг.","50 лет вооруженных сил СССР" и "За доблестный труд.В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина".
Конец войны и весь последующий год М.И.Шелухин провел в госпитале, и только в начале 1947 года был назначен директором Государственного Союзного завода № 477 в г.Красноярск, где работал до середины 1951 года, когда завод перепрофилировали и передали в другое министерство, его перевели в г.Тушино Московской области на завод № 82 МАП СССР.В 1953 году Шелухин М.И. вышел на пенсию по инвалидности, а по достижению 60 лет получил персонал пенсию республиканского значения.

Скончался в 1972 году после тяжелой болезни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

Рекомендованные материалы
Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский
Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский
Война, полководческая деятельность – самое трудное, многогранное, кровавое дело из всех отраслей че...
Гасить с “вертушки"
Гасить с “вертушки"
11 февраля 1945 года во время 158-го боевого вылета погиб советский летчик, генерал-майор авиации, д...
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
7-8 марта 1944 г. – состоялась передача Красной армии танковой колонны «Дмитрий Донской», построенно...