Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Злодеев Федор Кузьмич

17.02.1915 - 10.08.1998
Меcто рождения:
село Борское Куйбышевской области
Меcто призыва:
Северо-Западный фронт
Звание, в котором закончил войну:
полковник
Дата призыва:
22.06.1941
Воинское формирование, в котором закончил войну:
26-й истребительный авиаполк

Военная биография

После участия в Финской войне, на которой Федор Кузьмич был штурманом эскадрильи и был награжден медалью "За отвагу", он оказался на северо-западе России. Там он встретил Великую отечественную войну: на Северо-Западном фронте в составе 26-го истребительного авиаполка в должности командира звена. Участвовал в противовоздушной обороне Ленинградского военного округа, был награжден медалью "За оборону Ленинграда". В октябре 1941 года был переведен на Калининский фронт, где прослужил до весны 1942 года. Всю оставшуюся часть войны провел на Карельском фронте, пройдя путь от командира звена до командира эскадрильи и от звания старшего лейтенанта до майора.
14 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество был удостоен Ордена "Красной звезды". Вот как его подвиг описан в наградных документах. "Товарищем Злодеевым проделано 170 боевых вылета при налете 193 часа 20 минут. Пять раз водил свою группу истребителей в количестве шести самолетов на штурмовку переднего края обороны противника. Все штурмовки по подтверждению наземного командования проведены успешно. Противник нес большие потери в технике и людском составе. Несмотря на сильное противодействие противника самолеты без потерь возвращались на свой аэродром. Во время штурмовки 40 самолетов противника переднего края нашей обороны в районе Чудово (Ленинградский фронт) товарищ Злодеев в составе шестерки смело атаковал противника. Несмотря на численное превосходство противника в 8 раз, штурмовка положительного результата не имела, боевой порядок самолетов противника был расстроен, в этом бою было сбито два МЕ-109, в этом же бою Злодеев был ранен. Несмотря на ранение, свой поврежденный в бою самолет благополучно довел и посадил на свой аэродром, группа потерь не имела. Произвел пять разведок, пробиваясь сквозь сплошную завесу зенитной артиллерии, успешно провел разведку коммуникаций и аэродромного базирования противника. Смелый, инициативный, участник 21 воздушного боя, в составе своего звена сбил три самолета противника. За время с 3 мая 1942 года по 20 июлю 1942 года эскадрильей проделано 275 боевых вылетов при налете 297 часов 20 минут".
Интересно, что о ранении деда я узнала только недавно, спустя почти пятнадцать лет после его смерти. Не сказать, чтобы он избегал рассказов о войне, но о своем ранении не говорил ни разу. Наверное, считал этот факт неважным. В документах сказано, что ранение было нетяжелым, была задета правая голень без серьезных повреждений костей. Дед, сколько я его помню, был очень подвижным человеком, до последних дней ходил на лыжах и просто гулял, мог пройти по солнцепеку десять километров. О чем он не мог умолчать, так это о свей контузии – из-за нее он плохо слышал. А получил он ее так. Во время воздушного боя, его самолет был подбит, пуля прошла через спинку кресла. С тех пор он постоянно слышал в левом ухе рев двигателя. Самолет после этого упал, но Федор Кузьмич успел катапультироваться, попал в окружение и был вынужден до темноты просидеть в болоте и дышать через соломинку. Потом пробрался к своим.
Уже в следующем, 1943 году, Федор Кузьмич получил Орден "Красного знамени". "Товарищ Злодеев с первого дня Отечественной войны ведет боевую работу летчика-истребителя, показал себя опытным воздушным бойцом. В должности заместителя командира эскадрильи оправдал себя как отличный организатор, воспитатель и боевой помощник в работе командира эскадрильи. За последнее время с момента награждения орденом "Красная звезда" произвел 56 боевых вылетов и имеет один лично сбитый самолет противника ("Брустер"). В числе последних вылетов имеет: семь – на перехват противника, в результате которых провел два воздушных боя, 18 вылетов на прикрытие города Беломорск, в результате которых противник не был допущен к объекту, пять успешных штурмовок по войскам и аэродромам противника, где уничтожено пять автомашин с войсками, состав с 13 вагонами с грузами (на Масельском направлении) и при успешном налете вместе со штурмовиками на аэродром Гирвас было уничтожено 10 самолетов противника. Остальные вылеты сделаны на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков на аэродромы Гирвас, Тикшеозеро и передний край обороны противника в районе Кестеньгское направление и Масельская".
В это время ярчайшим образом проявляются преподавательские таланты Федора Кузьмича: "Проделал большую организаторскую и воспитательную работу в период укомплектования эскадрильи новой материальной частью и связанным с этим переучиванием летного состава. При его непосредственном участии и руководстве в короткий срок переучено на ЯК-7б двенадцать летчиков без каких-либо происшествий, с оценкой отлично и хорошо. Владея отличной техникой пилотирования и высокой штурманской подготовкой повседневно готовит и тренирует летный состав в совершенстве воздушного боя, технике пилотирования и вопросах штурманской и огневой подготовки. Как штурман эскадрильи провел 180 занятий, 360 часов. Является в высшей степени аккуратным, требовательным, исполнительным и авторитетным офицером".
Помимо орденов "Красной звезды" и "Красного знамени" к моменту окончания войны Федор Кузьмич также получил Орден "Отечественной войны" второй степени и несколько медалей, в частности, "За оборону советского Заполярья". В 1944 году ему были объявлены четыре благодарности: от И.В. Сталина "За отличные боевые действия в боях с немецкими захватчиками при овладении города Петсамо", за освобождение никелевого производства и населенных пунктов Никель, Ахмальпти и Сальмиярви, за овладение городом Киркинесс, а также за полное освобождение Печенегской (Петсамской) области от немецких захватчиков.
9 мая 1945 года мой дед вел эскадрилью во время торжественного парада Победы на Красной площади.

Награды ветерана

Орден Красной Звезды

Биография после войны

После войны в течение двух лет Федор Кузьмич служил в подмосковной Кубинке заместителем командира 29-го гвардейского истребительного полка, инспектировал летчиков по технике пилотирования и теории полета. Затем после окончания Высших офицерских курсов в Липецке прослужил два года старшим штурманом дивизии в городе Мукачево (Прикарпатский военный округ). В 1949 году получил звание подполковника, а на следующий год был переведен в распоряжение главного управления Генштаба Советской Армии. В 1953 году стал полковником. До 1958 года работал в оперативном управлении штаба войск воздушной обороны. Последние три года службы занимал должность начальника направления Группы боевого управления центрального командного пункта главнокомандующего войсками ПВО страны. В запас был переведен 10 мая 1958 года "по болезни с правом ношения военной одежды". Этим правом дед никогда не пользовался. В шкафу висел китель и галстук, на полочке лежала фуражка и кортик. Когда я училась в школе, и к нам приглашали ветеранов 9 мая, я просила дедушку прийти в форме и с орденами и медалями, но он всегда приходил в штатском костюме с орденскими планками. Говорил, что тот, кто в этом разбирается, поймет сам, а показное бряцанье медалями не по нему. Так и вышло, что в форме я видела его всего раз – когда мы с ним прощались в день его похорон.
Выйдя в отставку, Федор Кузьмич мог бы себе позволить больше не работать. Но это было не в его характере. Он решил: если не военная авиация, то гражданская. А если больше нельзя летать, то есть работа и в наземных службах. Так он пришел в аэропорт Внуково, где два года проработал диспетчером службы движения. В 1960 году он был переведен в Шереметьево, где уже в 1965 году стал старшим диспетчером. На этой должности он проработал двенадцать лет, лишь в 1977 году окончательно выйдя на пенсию. Коллеги Федора Кузьмича рассказывали, что он был очень отзывчивым, с готовностью брал на себя самые сложные, ночные смены, давал консультации по всем вопросам, в которых был компетентен. Говорят, до недавнего времени в Шереметьево висели огромные карты, на которых дед нарисовал по просьбе руководства физические свойства облаков. Федор Кузьмич вообще был высокообразованным человеком. Не имея специального технического образования, он владел колоссальным объемом информации. Когда мой отец-металлург защищал докторскую диссертацию по специфике термомеханической обработки стали для труб нефтяного сортамента, Федор Кузьмич взял на себя всю работу по выполнению чертежей, которые в общей сложности составляли около 20 масштабных диаграмм, и профессионально с этой работой справился.
Оказавшись на пенсии, дед возглавил районный Совет ветеранов и продолжал работать, пока позволяло здоровье. Свободное время Федор Кузьмич посвящал фотографии и киносъемкам, которыми всерьез увлекался, следил за всеми техническими новинками и состоял в клубе фотолюбителей. Дома у него была целая фотолаборатория. Ну, и, конечно, уделял огромное внимание семье. Для меня он стал особенным человеком. Именно дедушка научил меня ходить, плавать, кататься на лыжах и велосипеде. По мере того, как я росла, он дарил мне велосипеды. Все удивлялись, как в непростое, дефицитное время ему удавалось доставать самые лучшие модели. Все мои сверстники смертельно мне завидовали. Когда я стала старше, он научил меня водить машину и незадолго до своей смерти передал родителям деньги на мой первый автомобиль. Думаю, если бы он мог, научил бы меня и летать…
Родителям он помогал на даче, в 82 года построил просторную деревянную веранду и маленький гостевой домик, любил плотничать. До сих пор у нас в доме стоят сделанные им из дерева удобные и красивые шкафы, висят отполированные, мореные лаком полки. Все, что он делал, было сделано с любовью и удивительным вкусом. Не проходит ни дня, когда бы мы не вспоминали о нем. Для нас он никуда и не уходил. А когда что-то ломается, первая мысль, которая у нас возникает, - позвонить ему и попросить, чтобы он приехал починить. Кажется, через час бодро зазвонит дверной звонок, и на пороге будет стоять вечно румяный дед со своим чемоданчиком с инструментом. И на вопрос "Как дела" он ответит, как всегда, "Лучше всех".

Рекомендованные материалы
Освобождение Крыма
8 Апреля 2016
Освобождение Крыма
8 апреля 1944 года – начало освобождения Крыма Красной армией.
Гасить с “вертушки"
Гасить с “вертушки"
11 февраля 1945 года во время 158-го боевого вылета погиб советский летчик, генерал-майор авиации, д...
Навеки восемнадцатилетняя Зоя
29 Января 2016
Навеки восемнадцатилетняя Зоя
27 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк П. Лидова «Таня».