Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Капрэлян Рафаил Иванович

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
Баку Бакинской губернии (ныне столица Азербайджана)
Меcто призыва:
Москва
Звание, в котором закончил войну:
капитан, майор
Год призыва:
1941
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Московская особая группа управления ГВФ

Военная биография

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – марте 1943 – командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника (14 вылетов), доставки грузов партизанам (18 вылетов), а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых (25 вылетов).

28 января 1942 самолёт под его управлением, выполнявший рейс в район Бухареста (Румыния), из-за сильнейшего обледенения совершил вынужденную посадку в районе города Кривой Рог (Днепропетровская область, Украина). Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев (Украина). В августе 1942 года Р.И.Капрэлян совершил побег и пробрался к партизанам (район города Овруч Житомирской области, Украина), где воевал до 23 октября 1942 года, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943 года продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых.

В марте-мае 1943 года прошёл переподготовку в Лётном центре АДД. В мае 1943 – феврале 1944 – инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (Авиация дальнего действия). Выпускал лётчиков на С-47 и Ли-2. В марте 1944 – мае 1945 – командир 89-го транспортного авиационного полка. Перегонял на фронт С-47, В-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта.

Биография после войны

С октября 1945 года майор Р.И.Капрэлян – в запасе.
В 1945-1947 годах вновь работал пилотом Московского Управления ГВФ, в июне-сентябре 1947 – заместителем начальника авиауправления Гидрометеослужбы СССР.

В 1947-1950 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Провёл испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке, ряд испытательных работ на самолётах В-25, Ли-2 и Ту-2. В 1950-1952 – лётчик-испытатель авиазаводе №82 (Тушино); испытывал серийные учебно-тренировочные самолёты УТБ. В 1952-1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.

В 1953-1968 – старший лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-6, Ми-10 и Ми-10К. Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации, участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций. Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 – вторым пилотом): в 1956 – рекорды скорости (вторым пилотом) и грузоподъёмности на вертолёте Ми-4; в 1957 – 2 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1959 – рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1962 – 3 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Капрэляну Рафаилу Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1975 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Файлы для скачивания

Рекомендованные материалы
Зиновий Колобанов – танковый ас
7 Января 2016
Зиновий Колобанов – танковый ас
Был короткий период в нашей истории, когда о самом трудном, драматическом для нашей страны первом го...
Встреча  советских и американских войск на Эльбе
25 Апреля 2016
Встреча советских и американских войск на Эльбе
Даже в насыщенной многообразными событиями хронике Великой Отечественной войны дата 25 апреля 1945 г...
Деревня Хатынь
22 Марта 2016
Деревня Хатынь
22 марта 1943 г. фашистскими карателями сожжена деревня Хатынь.