Горячая линия: 8 (495) 539-59-58

Капрэлян Рафаил Иванович

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
Баку Бакинской губернии (ныне столица Азербайджана)
Меcто призыва:
Москва
Звание, в котором закончил войну:
капитан, майор
Год призыва:
1941
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Московская особая группа управления ГВФ

Военная биография

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – марте 1943 – командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника (14 вылетов), доставки грузов партизанам (18 вылетов), а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых (25 вылетов).

28 января 1942 самолёт под его управлением, выполнявший рейс в район Бухареста (Румыния), из-за сильнейшего обледенения совершил вынужденную посадку в районе города Кривой Рог (Днепропетровская область, Украина). Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев (Украина). В августе 1942 года Р.И.Капрэлян совершил побег и пробрался к партизанам (район города Овруч Житомирской области, Украина), где воевал до 23 октября 1942 года, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943 года продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых.

В марте-мае 1943 года прошёл переподготовку в Лётном центре АДД. В мае 1943 – феврале 1944 – инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (Авиация дальнего действия). Выпускал лётчиков на С-47 и Ли-2. В марте 1944 – мае 1945 – командир 89-го транспортного авиационного полка. Перегонял на фронт С-47, В-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта.

Биография после войны

С октября 1945 года майор Р.И.Капрэлян – в запасе.
В 1945-1947 годах вновь работал пилотом Московского Управления ГВФ, в июне-сентябре 1947 – заместителем начальника авиауправления Гидрометеослужбы СССР.

В 1947-1950 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Провёл испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке, ряд испытательных работ на самолётах В-25, Ли-2 и Ту-2. В 1950-1952 – лётчик-испытатель авиазаводе №82 (Тушино); испытывал серийные учебно-тренировочные самолёты УТБ. В 1952-1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.

В 1953-1968 – старший лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-6, Ми-10 и Ми-10К. Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации, участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций. Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 – вторым пилотом): в 1956 – рекорды скорости (вторым пилотом) и грузоподъёмности на вертолёте Ми-4; в 1957 – 2 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1959 – рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1962 – 3 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Капрэляну Рафаилу Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1975 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Файлы для скачивания

Рекомендованные материалы
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
Над рейхстагом водружено Знамя Победы
Знамя Победы является символом великого подвига народов нашей страны, сокрушивших германский фашизм,...
Прочти меня, если сможешь
Прочти меня, если сможешь
Советские "тьюринги" и криптография времен Великой Отечественной Войны
Крымская операция
Крымская операция
8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция советских войск