Лысаковский Николай Федорович

Даты рождения и смерти неизвестны
Меcто рождения:
Калуга

Военная биография

Мой дедушка, Лысаковский Николай Федорович, родился в семье поручика 10 пехотного Новоингерманландского полка Федора Феофиловича Лысаковского 13 марта 1907 года.
1 июля 1931 года Николай Федорович закончил Калужский филиал Рабфака Московского института инженеров транспорта. В это время в Москве, 15 июня 1931 года, Июньским пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение о сооружении метрополитена. Моего дедушку направляют работать в Москву.
Метро быстро строилось. Уже 20 марта 1937 года был введён в действие участок второй очереди от станции «Смоленская» до станции «Киевская». Мой дедушка был награждён почетным знаком Московского совета за работу на строительстве второй очереди Метрополитена им. Л.М. Кагановича.
Николай Федорович - метростроевец. Но само метро он не строил. Он отвечал за пожарную безопасность. В 1938 году дедушка занимал должность Начальника объекта. За хорошее выполнение нормативов П.В.О. и В.С.Ч. Н.К.Т.П. СССР по боевой подготовке и учебе, участие в общественной работе в день 20-й годовщины Советской Пожарной Охраны 4 мая 1938 года Николай Федорович был удостоен правом ношения значка «Ударник пожарной охраны», а также награждён библиотечкой т. Сталина, которая до сих пор хранится в нашей семье. Также хранится и напечатанный на тонюсенькой бумаге приказ о награждении моего дедушки и других метростроевцев.
Началась Великая отечественная война. Николай Федорович был освобождён от воинской обязанности из-за плохого зрения. Но он был замечательным специалистом, поэтому во время войны у него было очень много работы, ведь метро использовалось в том числе как бомбоубежище. Во время воздушных тревог, под землей существовал подземный этаж столицы. На станциях были организованы магазины, парикмахерские. На станции метро "Курская" работала библиотека. Надо было особенно тщательно следить за безопасностью в метро. По словам бабушки, дедушка пропадал на работе неделями.
6 ноября 1941 года накануне годовщины Октябрьской революции станция «Маяковская» стала центром столицы. Её, как самую глубокую из существующих станций, выбрали для торжественного заседания. Тем, кто был приглашён на заседание (их было около двух тысяч человек), сообщали устно: «станция метро “Маяковская”». На пригласительных билетах адрес указан не был. Дедушка был одним из тех, кто обеспечивал безопасность данного мероприятия.
Во время войны не прекращались работы по строительству метрополитена. На удивление всему миру 1 января 1943 г. был введен в эксплуатацию участок Горьковской линии от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). В нашей семье хранится благодарственная грамота от 21 января 1944 года, которой И.В. Сталин поздравляет коллектив работников Московского ордена Ленина Метростроя с успешным окончанием в трудных условиях военного времени строительства 3-й очереди метрополитена.
18 января 1944 г. было закончено строительство участка от станции «Курская» до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»). Оба участка были введены в эксплуатацию без обкатки. На станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая» (радиальная), «Автозаводская», «Семеновская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Партизанская» установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». 22 июня 1944 года Николай Федорович награжден медалью «За трудовую доблесть»
Война заканчивалась. В августе 1944 года за героическое участие в обороне Москвы мой Николай Федорович награждается медалью «За оборону Москвы». А в феврале 1946 года дедушка был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Биография после войны

После войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от «Площади Революции» до «Киевской». В 1948 году мой дедушка награждён медалью «В память 800-летия Москвы».
1 января 1950 года принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры». За успешное выполнение заданий по противопожарной охране промышленных объектов Николай Федорович награждён знаком «Лучший работник пожарной охраны».
К 1967 году были построены Кольцевая, Арбатско-Покровская, Кировско-Фрунзенская (Сокольническая), Рижская, Филевская, Калужская, Горьковская, Ждановская (Таганская) линии. 20 июня 1967 года мой дедушка награждён медалью «За трудовое отличие».
В 1968 году Николай Федорович работает в военнизированной охране Министерства транспортного строительства СССР. 12 апреля 1968 года за достигнутые успехи и проявленную инициативу по обеспечению противопожарного надзора в строительно-монтажных организациях Министерства он был награждён значком «Отличник Социалистического соревнования транспортного строительства».
Метро продолжает развиваться. Образована Калужско-Рижская линия. Вступила в строй Краснопресненская линия от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское Поле». За активное и творческое участие в учебном процессе учебного пункта МГС ВДПО и в связи с 54 годовщиной Советской пожарной охраны 23 марта 1972 года мой дедушка награждён нагрудным значком «Отличник Всероссийского добровольного пожарного общества».
К 1975 году образована Ждановско-Краснопресненская (Таганско-Краснопресненская) линия. Началась эксплуатация участка «Октябрьское поле» — «Планерная». В честь 30-той годовщины победы в Великой Отечественной Войне Николай Федорович награждён медалью.
Вся жизнь моего дедушки была связана с метро. За отличную работу он удостоен звания Ветеран Метростроя.

Рекомендованные материалы
Второй фронт
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Война, полководческая деятельность – самое трудное, многогранное, кровавое дело из всех отраслей чел...
Знаменитый летчик-ас И.Н. Кожедуб
Знаменитый летчик-ас И.Н. Кожедуб
Путь от летной школы до «свободной охоты» на врага.