Фроловский Семен Алексеевич

02.02.1906 - 16.04.1998
Меcто рождения:
село Назарьево Сараевского района Рязанской области
Меcто призыва:
город Москва
Звание, в котором закончил войну:
Капитан
Дата призыва:
02.07.1941
Воинское формирование, в котором закончил войну:
Московская авиагркппа особого назначения, с 05.11.1944г. 10-я Гвардейская Авиатранстпортная дивизия

Военная биография

Мой дед, Герой Советского Союза Фроловский Семен Алексеевич родился 2 февраля 1906 года в селе Назарьево Муравлянского (ныне Сараевского) района Рязанской области. Окончил 7 классов. Работал плотником в лесничестве. С 1928 по 1930 год служил срочную службу в Красной Армии. После службы устроился работать на Центральный аэродром, сначала просто подсобным рабочим, потом мотористом, непосредственно обслуживающим самолеты, а затем поступает в Тамбовскую школу лётчиков ГВФ, которую окончил в 1935 году.
Распределили молодого пилота во Внуково на «южные маршруты»: летал в Астрахань и Крым. Но 1939 году его переводят в группу, выполняющую спецзадания по переброске грузов в присоединенные к СССР Западную Украину и Западную Белоруссию, несколько позже – для войск, участвующих в советско-финской войне. Семен Алексеевич оставался гражданским, но задания выполнял, практически, военные. Летал со спецзаданиями на петрозаводском, ухтинском и реболовском направлениях.
22 июня 1941 года Семен Фроловский совершал рейс Симферополь – Москва. О начале Войны узнал на промежуточной посадке в Запорожье. Изменили время вылета и состав пассажиров – самолет заполнился командирами и политработниками, спешившими из отпусков и командировок в свои части. По сути, их доставка в Москву уже было первым боевым заданием.
23 июня 1941г. для выполнения специальных задач Верховного командования Красной Армии была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАОН) (с 11.1942 г. - 1-я Авиатранспортная дивизия (АТД) ГВФТД ГВФ, а с 5 ноября 1944 года - 10-я Гвардейская Авиатранспортная дивизия (10-я гв. АТД ГВФ). В начале июля командиром одного из экипажей переданных ей самолетов Ли-2 с присвоением звания старший лейтенант был назначен Семен Алексеевич Фроловский.

Из наградного листа С.А. ФРОЛОВСКОГО:
«…Старший лейтенант Фроловский - пилот 1-го класса, мастер ночных и слепых полётов. Общий налёт 5800 час.
Перебросил разведчикам, партизанам и частям армии, действующим в тылу врага, более 2500 тонн вооружения, боеприпасов, взрывчатки, медикаментов. Высадил более 1000 чел. разведчиков, десантников. Вывез из тыла более 300 чел. раненых...
По спецзаданиям совершил полёты над территориями Германии, Финляндии, Австрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, находясь беспрерывно в бою по 12-13 час...
Зимой 1941-1942 гг. доставил блокадному Ленинграду более 250 тонн продовольствия и вывез из Ленинграда 2300 чел. специалистов оборонной промышленности...»
(Архив Министерства обороны РФ, формуляр 33, опись 793756, дело 50, листы 322-323)
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Фроловскому Семёну Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1065).
Конечно, в этот наградной лист вошло далеко не все. Например, что в воздушных боях его экипаж сбил в составе группы два вражеских самолёта. Это весьма необычная запись в летном формуляре экипажа транспортного, почти гражданского самолета. Или то, как однажды они «везли» бутылки с зажигательной смесью – «коктейли Молотова», и были атакованы немецким истребителем. Начался пожар, который в любое мгновение мог закончиться взрывом. Однако летчик Фроловский спокойно продолжал вести самолет. Хорошо, что на борту оказался химик, сопровождавший груз. Он открыл дверцу самолета и вместе с механиком и стрелком-радистом сумел выкинуть три ящика со смертельно опасными бутылками. Остальные 30 ящиков экипаж успел изолировать от пламени моторными чехлами, лежавшими в хвостовом отсеке. В итоге практически весь груз был доставлен к месту назначения.
Однажды в сорок втором экипажу С. Фроловского пришлось вывозить группу раненых кавалеристов из корпуса генерала Белова, попавшего в окружение под Вязьмой. Туда долетели нормально, а вот со взлетом возникли серьезные проблемы. Была весна, шасси перегруженного самолета увязало в размокшем грунте и моторы не могли вытянуть машину вверх. После трех безуспешных попыток пилотам предложили бросить самолет и пробиваться к своим с пилотами, тем более, что поступило сообщение о приближении немцев. Но командир экипажа решил попробовать еще раз, совершив необычный маневр. Самолет вывели на дорогу за несколько метров от тянувшейся вдоль реки траншеи. Расчет был на то, что в конце разбега машина как на трамплине подскочит на бруствере траншеи, зависнет над крутым берегом реки и моторы сумеют ее вытянуть. Задумка дерзкая, но основанная на отличном знании техники, законов аэродинамики. И получилось! Как говорил мне дед, он поверил, что они все-таки взлетели, когда увидел внизу разрывы снарядов, видимо, выпущенные в них со злости из немецких пушек.
В 1943 году во время одного из вылетов под Брянск Ли-2 был атакован вражеским истребителем, машина загорелась и потеряла управление. Пришлось прыгать с парашютом за линией фронта. Семен Фроловский, как и положено командиру, покинул самолет последним и, опустившись на землю, не нашел других членов экипажа. К тому же и приземление было неудачным – повредил ногу. Четверо суток прятался в высоком ячмене. Рассказывал, что ел колосья и считал патроны. «В обойме ТТ их 8, значит, если найдут немцы могу выстрелить 7 раз, восьмой в себя». Но, к счастью, его нашла жившая неподалеку крестьянка. Она помогла ему связалась с партизанами, которые на подводе отвезли его в свой отряд. Кстати, именно во время своего «партизанства», дед узнал о том, что ему присвоена высшая награда СССР. «В одну из ночей прилетел маленький По-2. Конечно, пошел посмотреть, а летчик спрашивает, где тут Герой Советского Союза Фроловский? Фроловский — это я, но пока не герой, - отвечаю. Уже герой, - рассмеялся летчик. – За тобой и прилетел».
Со второй половины 1943 года Красная армия практически непрерывно наступала. Работа для летчиков транспортной авиации, по словам деда, началась «веселая, но очень тяжелая». Наступающей армии требуется всего больше и «возить» приходится дальше. Нахождение в воздухе по 12-15 часов в сутки в этот период было почти нормой. Зато летали уже на Западную Украину и в Молдавию, а затем под Варшаву, Будапешт и Берлин. Деду посчастливилось налаживать и еще более дальние рейсы. В конце 44-го он был направлен в группу обеспечения доставки помощи союзников в рамках Лендлиза, и он летал в Англию и Америку. Получилось, по его словам, так, что он оказался одним из немногих советских людей, которые встретили весть о Великой Победе в Америке.
Войну Семен Алексеевич Фроловский закончил в звании капитана. Помимо Золотой звезды Героя, он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей. В мирное время к ним прибавился орден «Знак Почёта». С 1946 году он – в запасе, но фактически остался в той же Международной группе, только переведенной в состав Гражданского воздушного флота. Впрочем, этой престижной работой он пожертвовал ради более для него интересной – добился перевода в группу испытателей новой техники, в которой оставался до ухода на пенсию. По воспоминаниям коллег он очень любил «живую работу» - в небе. Летал даже тогда, когда по возрасту это было уже не совсем положено.
Скончался Семен Алексеевич Фроловский 16 апреля 1998 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Биография после войны

Международная группа Аэрофлота, летчик испытатель, спецотряд "Внуково"

Рекомендованные материалы
И. Д. Черняховский
И. Д. Черняховский
Иван Данилович Черняховский – один из наиболее талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе...
Второй фронт
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...
Начало Берлинской операции
Начало Берлинской операции
16 апреля 1944 года – начало битвы за Берлин (Берлинская наступательная операция).