Горячая линия: 8 (495) 539-59-58

Мельничук Евгений Кузьмич

09.09.1920 - 23.10.2005
Меcто рождения:
село Лисиче Славутского района Каменец- Подольской области Украинской ССР

Военная биография

С 1940 года в ВМФ СССР . Участник Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 г.г.
Описание подвига согласно "Наградному листу " , представленному к Ордену Отечественной Войны II степени от 11 августа 1945 года : "Будучи специалистом СКС на плавбазе "Белосток " четко и бесперерывно обеспечивал командование корабля скрытой связью, по доставке боевого питания , продовольствия, десантных войск и вывоза раненых бойцов и командиров с осажденного противником Севастополя и Керченской группировки с февраля 1942 года до 29 июня 1942 года проявил смелость и отвагу. Помимо своей прямой обязанности специалиста СКС , стоял пулеметчиком по отражению воздушных налетов противника на корабль. Во время гибели корабля, рискуя жизнью спас документы скрытой связи и последним сошел с корабля. Держался на воде более 3-х часов . Случайно был подобран нашим катером, возвращавшимся с боевого задания. История и гибель корабля на котором служил мой дед и о котором шла речь выше. "Белосток" Печальной оказалась и судьба грузо-пассажирского теплохода "СЬЮДАД ДЕ ИБИЗА", получившего в ТЭ~38 г. наименование "ТРАНСПОРТ N 4", а в октябре 1939 г. — название "Белосток". Этот небольшой теплоход принадлежал испанской Средиземноморской компании ("TRANCMEDITERRANIA СОМРАNIA”) и совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым рейсом 230 пассажиров и 260 т грузов. Летом 1938 г. он прибыл в Одессу с детьми из испанского порта Картахена, а затем встал в Одессе на ремонт. Перед войной "Белосток" совершал десятисуточные рейсы на Крымско-Кавказской линии с заходами в мелководные порты Черноморья.
Бывший грузопассажирский теплоход Черноморского государственного морского пароходства. В составе Черноморского флота с 12.08.1941 г. в качестве плавбазы подводных лодок. С 19.09.1941 г. санитарный транспорт. Вместимость 2048 брт. Медперсонал 15 человек. Штатная эвакоемкость 200 человек. С началом войны "Белосток" выполнял функции войскового транспорта, участвовал в эвакуации раненых из Одессы и Севастополя. "Белостоком" сначала командовал капитан И.М. Письменный, а с 1942 г. — старший лейтенант Т. П. Рымкус. Под командованием последнего транспорт несколько раз прорывался в осажденный Севастополь. Последний прорыв "Белосток" совершил в ночь на 18 июня 1942 г. и выгрузил в Южной бухте у холодильника груз боеприпасов. Санитарный транспорт "Белосток" (командир старший лейтенант Т. П. Рымкус) в ночь с 17 на 18 июня 1942 года буквально прорвался в Севастополь с грузом боеприпасов и продовольствия. Судно пришвартовалось к причалу в бухте Южная. "Белосток" стал последним транспортным судном, которое смогло прорваться в Севастополь до его оставления в начале июля 1942. К вечеру 18 июня на борт судна было принято несколько сот раненных и эвакуируемых. Приняв на борт около 500 раненых и 200 эвакуируемых граждан. По различным данным, на этом небольшом судне находилось свыше 800 человек. В 21:30, 18.06.1942, "Белосток", в охранении базового тральщика "Якорь" и пяти сторожевых катеров вышел из Севастополя в Туапсе. Ночью 19 июня на выходе с фарватера №3 в 20 милях к югу от мыса Фиолент с тральщика был замечен силуэт торпедного катера, который был принят за свой, и огонь по нему не открывался, что позволило противнику приблизится к конвою, не встречая противодействия, атаковать конвой.. В 01 час 48 минут 19.06.1942года конвой судов в составе теплохода "Белосток" подвергся атаке торпедных катеров ВМФ Италии. От одной из выпущенных торпед транспорт уклонился маневром. Торпеда с катера S-102 поразила транспорт. В результате попадания, взрыв разворотил борт теплохода и в 01 час 48 минут "Белосток" получив большую пробоину, достаточно быстро затонул. Когда на суда сопровождения начали подбирать находившихся в воде людей, с Итальянских катеров был открыт пулемётный огонь по спасавшимся, но эта атака была отбита ( с судов сопровождения ). Удалось спасти и поднять на суда сопровождения эскорта из воды 79 моряков, 75 раненых и 3-х эвакуируемых.. По различным данным погибло свыше 680 человек.
Глубина на месте гибели около 250 метров. Останки теплохода лежат в сероводородном слое. Не обследован.

Участвовал в обороне города Туапсе в составе 143 отдельного батальона Морской Пехоты. Обеспечивал командование батальона скрытой связью. В формировании ОВРа Варна проявил большую способность в организации скрытой связи. Обеспечивал скрытой связью по вопросу траления порта Варна и Варненского Залива, от вражеских мин. "

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Оборона Севастополя
  • Оборона Севастополя, освобождение Крыма, оборона Кавказа

Награды ветерана

Медаль «За оборону Севастополя»

Биография после войны

Из биографии : Великую Отечественную Войну прошел в местах, где шли самые ожесточенные бои на Черном море - Севастополь, Малая Земля, Новороссийск, Керчь, где и познакомился со своей будущей женой Барышевой Марией Ивановной, фронтовичкой , героически воевавшую вместе с ним. После окончания Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г. демобилизован не был и был оставлен на несколько лет службы в Болгарии. После демобилизации поступил в Московский институт , после окончания которого был направлен в военно-морское училище в Кронштадт, получил звание офицера. После войны много лет до выхода на пенсию проработал в ЦАГИ в городе Жуковский Московской области.

Рекомендованные материалы
Т-34 – Танк-победитель
Т-34 – Танк-победитель
В 1940 году началось серийное производство нового советского среднего танка Т-34, который впоследств...
Гасить с “вертушки"
Гасить с “вертушки"
11 февраля 1945 года во время 158-го боевого вылета погиб советский летчик, генерал-майор авиации, д...
Второй фронт
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...