Мельничук Евгений Кузьмич

09.09.1920 - 23.10.2005
Меcто рождения:
село Лисиче Славутского района Каменец- Подольской области Украинской ССР

Военная биография

С 1940 года в ВМФ СССР . Участник Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 г.г.
Описание подвига согласно "Наградному листу " , представленному к Ордену Отечественной Войны II степени от 11 августа 1945 года : "Будучи специалистом СКС на плавбазе "Белосток " четко и бесперерывно обеспечивал командование корабля скрытой связью, по доставке боевого питания , продовольствия, десантных войск и вывоза раненых бойцов и командиров с осажденного противником Севастополя и Керченской группировки с февраля 1942 года до 29 июня 1942 года проявил смелость и отвагу. Помимо своей прямой обязанности специалиста СКС , стоял пулеметчиком по отражению воздушных налетов противника на корабль. Во время гибели корабля, рискуя жизнью спас документы скрытой связи и последним сошел с корабля. Держался на воде более 3-х часов . Случайно был подобран нашим катером, возвращавшимся с боевого задания. История и гибель корабля на котором служил мой дед и о котором шла речь выше. "Белосток" Печальной оказалась и судьба грузо-пассажирского теплохода "СЬЮДАД ДЕ ИБИЗА", получившего в ТЭ~38 г. наименование "ТРАНСПОРТ N 4", а в октябре 1939 г. — название "Белосток". Этот небольшой теплоход принадлежал испанской Средиземноморской компании ("TRANCMEDITERRANIA СОМРАNIA”) и совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым рейсом 230 пассажиров и 260 т грузов. Летом 1938 г. он прибыл в Одессу с детьми из испанского порта Картахена, а затем встал в Одессе на ремонт. Перед войной "Белосток" совершал десятисуточные рейсы на Крымско-Кавказской линии с заходами в мелководные порты Черноморья.
Бывший грузопассажирский теплоход Черноморского государственного морского пароходства. В составе Черноморского флота с 12.08.1941 г. в качестве плавбазы подводных лодок. С 19.09.1941 г. санитарный транспорт. Вместимость 2048 брт. Медперсонал 15 человек. Штатная эвакоемкость 200 человек. С началом войны "Белосток" выполнял функции войскового транспорта, участвовал в эвакуации раненых из Одессы и Севастополя. "Белостоком" сначала командовал капитан И.М. Письменный, а с 1942 г. — старший лейтенант Т. П. Рымкус. Под командованием последнего транспорт несколько раз прорывался в осажденный Севастополь. Последний прорыв "Белосток" совершил в ночь на 18 июня 1942 г. и выгрузил в Южной бухте у холодильника груз боеприпасов. Санитарный транспорт "Белосток" (командир старший лейтенант Т. П. Рымкус) в ночь с 17 на 18 июня 1942 года буквально прорвался в Севастополь с грузом боеприпасов и продовольствия. Судно пришвартовалось к причалу в бухте Южная. "Белосток" стал последним транспортным судном, которое смогло прорваться в Севастополь до его оставления в начале июля 1942. К вечеру 18 июня на борт судна было принято несколько сот раненных и эвакуируемых. Приняв на борт около 500 раненых и 200 эвакуируемых граждан. По различным данным, на этом небольшом судне находилось свыше 800 человек. В 21:30, 18.06.1942, "Белосток", в охранении базового тральщика "Якорь" и пяти сторожевых катеров вышел из Севастополя в Туапсе. Ночью 19 июня на выходе с фарватера №3 в 20 милях к югу от мыса Фиолент с тральщика был замечен силуэт торпедного катера, который был принят за свой, и огонь по нему не открывался, что позволило противнику приблизится к конвою, не встречая противодействия, атаковать конвой.. В 01 час 48 минут 19.06.1942года конвой судов в составе теплохода "Белосток" подвергся атаке торпедных катеров ВМФ Италии. От одной из выпущенных торпед транспорт уклонился маневром. Торпеда с катера S-102 поразила транспорт. В результате попадания, взрыв разворотил борт теплохода и в 01 час 48 минут "Белосток" получив большую пробоину, достаточно быстро затонул. Когда на суда сопровождения начали подбирать находившихся в воде людей, с Итальянских катеров был открыт пулемётный огонь по спасавшимся, но эта атака была отбита ( с судов сопровождения ). Удалось спасти и поднять на суда сопровождения эскорта из воды 79 моряков, 75 раненых и 3-х эвакуируемых.. По различным данным погибло свыше 680 человек.
Глубина на месте гибели около 250 метров. Останки теплохода лежат в сероводородном слое. Не обследован.

Участвовал в обороне города Туапсе в составе 143 отдельного батальона Морской Пехоты. Обеспечивал командование батальона скрытой связью. В формировании ОВРа Варна проявил большую способность в организации скрытой связи. Обеспечивал скрытой связью по вопросу траления порта Варна и Варненского Залива, от вражеских мин. "

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • Оборона Севастополя
  • Оборона Севастополя, освобождение Крыма, оборона Кавказа

Награды ветерана

Медаль «За оборону Севастополя»

Биография после войны

Из биографии : Великую Отечественную Войну прошел в местах, где шли самые ожесточенные бои на Черном море - Севастополь, Малая Земля, Новороссийск, Керчь, где и познакомился со своей будущей женой Барышевой Марией Ивановной, фронтовичкой , героически воевавшую вместе с ним. После окончания Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г. демобилизован не был и был оставлен на несколько лет службы в Болгарии. После демобилизации поступил в Московский институт , после окончания которого был направлен в военно-морское училище в Кронштадт, получил звание офицера. После войны много лет до выхода на пенсию проработал в ЦАГИ в городе Жуковский Московской области.

Рекомендованные материалы
Второй фронт
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...
Первые гвардейские минометные полки
Первые гвардейские минометные полки
В январе 1942 года по решению Ставки ВГК началось формирование 20 гвардейских минометных полков.
Прочти меня, если сможешь
Прочти меня, если сможешь
Советские "тьюринги" и криптография времен Великой Отечественной Войны