Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Кутепов Вадим Сергеевич

Дата рождения 12.06.1921
Меcто рождения:
г. Тула
Меcто призыва:
Московская область
Звание, в котором закончил войну:
Младший сержант
Воинское формирование, в котором закончил войну:
65-й отдельная авиационная эскадрилья

Военная биография

Грянула война. Младший сержант по званию, электромеханик по военной профессии, я служил в 65-й отдельной авиационной эскадрилье, которая вошла в состав действующей армии Западного фронта. Эскадрилья была вооружена лёгкими одномоторными учебными самолётами ПО-2, переоборудованными для бомбёжки в ночных условиях реактивными снарядами.
Ещё недавно никто бы не подумал, что эти учебные машины ОСОАВИАХИМа, на которых тренировались влюблённые в небо наши парни и девчата (будущие пилоты и парашютисты), «призовут» на войну. Однако такая необходимость возникла. Когда враг приблизился к столице, в подмосковном небе нам самолётов не хватало.
Переоборудование ПО-2 для выполнения поставленной боевой задачи проводилось в полевых условиях личным составом эскадрильи, для чего нам была придана подвижная авиаремонтная мастерская.
Наш аэродром находился в районе Подольска. Тяжёлая обстановка, сложившаяся под Москвой, заставила командование фронта отозвать роты охраны авиационных полков на передовую. Поэтому, кроме работ по техническому обслуживанию самолётов, на нас были возложены обязанности по охране и маскировке боевой позиции. Об усталости никто тогда не думал, главное - отбросить немцев от Москвы.
Зима в тот год была лютой. Но в любой мороз наши самолёты были готовы вылететь на задание. По оценке командования фронтом, эти внезапные ночные бомбёжки немецких позиций с малых высот имели большой успех, так как мороз, малые высоты и плохая видимость ночью значительно усложняли действия немецких истребителей.
К сожалению, в этих боях мы не избежали потерь самолётов и своих друзей-товарищей, как в воздухе, так и на земле.
Технические позиции самолётов, как правило, располагались по опушкам леса. Самолёты маскировались вырубленными деревьями и специальными маскировочными сетками. Для защиты личного состава и техники от вражеской авиации около стоянок самолётов выкапывались щели, а по краям полевого аэродрома устанавливались зенитные пулемёты, которые обслуживались специалистами по вооружению...
После разгрома немцев под Москвой я недолго оставался в эскадрилье. Был приказ Сталина о создании резерва командного состава армии. Меня, как бывшего студента МВТУ, направили на учёбу в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. Я успел сообщить об этом отцу на фронт, обменялись с ним письмами. Но вскоре он погиб в боях на Курской дуге. Хочу в этих своих воспоминаниях назвать его имя - Сергей Семёнович Кутепов, пехотный старшина.

Награды ветерана

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Москвы»

Биография после войны

Окончив академию и получив специальность инженера-механика, я работал начальником лаборатории в Рижском высшем инженерном авиационном училище, а позже - старшим научным сотрудником в 4 ЦНИИ МО. Как начал под Москвой, так и связал всю жизнь с летательными аппаратами - от ПО-2 до космических ракет.

Рекомендованные материалы
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
14 Января 2016
Легендарный подвиг «Батальона Славы»
В памяти народа навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны и советско-яп...
Деревня Хатынь
22 Марта 2016
Деревня Хатынь
22 марта 1943 г. фашистскими карателями сожжена деревня Хатынь.
Второй фронт
16 Мая 2016
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...