Томин Егор Константинович

25.04.1926 - 08.10.2006
Меcто рождения:
Саратовская обл. ,Казачкинский район, село Ново-Гривки

Биография

Родители Егора Константиновича: отец - Томин Константин Иванович ( 15.05.1901 – 20.11.1928 гг.), мать – Томина ( в девичестве Попкова ) Прасковья Ермолаевна ( 20.10.1901 – 01.03.1999 гг.).

Кроме него в семье воспитывались три сестры: родная Валентина Константиновна, единоутробные – Нина Михайловна и Лидия Михайловна.

Семья очень рано потеряла кормильца (участника Гражданской войны, красноармейца ), который ушел из жизни после серьезного простудного заболевания. С началом коллективизации (примерно в 1930 г.) его мама вместе с двумя детьми перебралась в г. Воронеж, где к тому времени уже жил и работал в милиции один из братьев Прасковьи Ермолаевны – Иван Ермолаевич. Трудилась прачкой на Вогрэсе. С 1935 г. она стала жить в гражданском браке с Сидоровым Михаилом Васильевичем, имевшим от первой жены 3 сыновей и дочь. Семья жила в бараке жилзоны Вогрэса.

С началом войны 15 – летний подросток Егор стал работать слесарем на Воронежском авиационном заводе (№18), где были выпущены первые серийные Ил-2. Егор вместе с дядями Лукьяном Ермолаевичем и Кузьмой Ермолаевичем, которые тоже здесь трудились, под обстрелом фашистской авиации в ноябре 1941 г. был эвакуирован в г. Куйбышев (ныне г. Самара). Оборудование было размещено в цехах завода им. Ворошилова.

Такие, как он, его дяди, их современники послужили прообразами в художественном фильме Евгения Матвеева « Особое задание». В этой картине показаны не только эвакуация людей и оборудования, организация выпуска самолетов на новой площадке, но и величайший подвиг тружеников тыла, в том числе женщин и подростков.

Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве (26888 шт.).
Справка:
Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.

В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его «бетонный самолёт» и «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник», «мясорубка», «железный Густав».

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.

Летчики-штурмовики, воздушные стрелки, инженерно-технический состав наземных служб, воевавших на "илах," принесли ему настоящую славу. Из четырех миллионов боевых вылетов, совершенных за годы войны всеми самолетами советской военной авиации, около одной трети пришлось на долю "Илов". После штурмовых ударов, горели фашистские танки, бронемашины и самолеты, взлетали обломками сильно укрепленные позиции, артиллерийские батареи и железнодорожные эшелоны, скрывались в морских волнах военные корабли. Панический ужас охватывал оставшихся в живых гитлеровцев. Расчищая путь танкистам и пехоте во вражеских укреплениях, штурмовики помогали нашим войскам добиваться боевых успехов с меньшими потерями. Во многих боях штурмовой авиации принадлежало решающее слово. Каждый третий советский летчик, награжденный в период Великой Отечественной войны Золотой Звездой Героя Советского Союза, был летчиком-штурмовиком, воевавшим на "Иле".

Егор после Победы с заводским коллективом в г. Воронеж возвращаться не стал, остался работать в г. Куйбышеве. Менялись названия предприятия, где трудился Егор Константинович: организация п/я 143, Машиностроительный завод, Куйбышевский авиационный завод. Егор Константинович работал слесарем, слесарем – сборщиком, нормировщиком, слесарем – инструментальщиком. В 1968 г. он окончил Куйбышевский авиационный техникум; получив квалификацию технолог, стал занимать инженерно – технические должности: инженера – технолога, старшего диспетчера, исполняющего обязанности начальника оперативно – диспетчерского бюро по заготовительным цехам производственно – диспетчерского отдела предприятия. Егор Константинович реально участвовал в выпуске таких самолетов, как штурмовик ИЛ – 2, ТУ -154.

В 1949 г. женился на Титовой Марии Григорьевне, 1929 года рождения, которая также работала на этом предприятии медсестрой в здравпункте.

30 августа 1950 г. в молодой семье родились сыновья – близнецы Анатолий и Вячеслав.

Сын Вячеслав окончил специальное образовательное учреждение – Елабужскую школу милиции. Четверть века отслужил в УВД Кировского района г. Куйбышева – Самары. Уволился в звании старшины милиции. Женат на Орловой Валентине Степановне, 1949 года рождения. Они воспитали двух дочерей Ларису, 1971 года рождения, и Ксению, 1981 года рождения.

Сын Анатолий окончил Куйбышевский авиационный институт.

Был женат на Аникиной Людмиле Александровне, 1951 года рождения. У них родились дочь Ирина (1972 г.) и сын Евгений (1980 г.). К сожалению, жизнь Анатолия Егоровича трагически оборвалась 04 марта 1982 г.

По достижению пенсионного возраста (01 июня 1987 г.) уволился с авиазавода. Как труженик тыла, награжден медалями 30, 40, 50, 60 лет Победы в Великой Отечественной войне; ему было присвоено звание «Заслуженный ветеран труда». Будучи пенсионером, не мог сидеть без дела. Некоторое время работал то машинистом тепловой станции, то – сторожем.

Егор Константинович обладал высокой степенью ответственности, был требовательным к себе и другим, обязательным человеком. Увлекался садоводством и огородничеством.

Умер Егор Константинович 08 октября 2006 г. Похоронен на кладбище «Рубежное» г. Самары.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

Награды ветерана

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Рекомендованные материалы
Начало Берлинской операции
Начало Берлинской операции
16 апреля 1944 года – начало битвы за Берлин (Берлинская наступательная операция).
Крымская операция
Крымская операция
8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция советских войск
Бой Чехословацкого батальона у деревни Соколово
Бой Чехословацкого батальона у деревни Соколово
3–13 марта 1943 г. впервые на советско-германском фронте в бой вступил 1-й Чехословацкий отдельный п...