Скопинцев Валентин Михайлович

Неизвестно - Год смерти 1996г.
Меcто рождения:
г.Урюпино Сталинградской области, ныне Урюпинск Волгоградской Области
Меcто призыва:
г.Борисоглебск Воронежской Области
Звание, в котором закончил войну:
Младший Лейтенант
Воинское формирование, в котором закончил войну:
ШАП-46 ВВС СФ

Военная биография

К Р А Т К А Я И С Т О Р И Я

46 Печенгского Дважды Краснознаменного

Штурмового Авиационного полка 14 САКД Сев. Флота

Весна 1942 года. – Фашистская армия грабителей и убийц, уже битая нашей Красной Армией под Москвой, Тихвином, Ростовом, собравшись с силами начала новое наступление. Жизненным центром нашей великой родины угрожала опасность. В своем приказе № 55 от 22.02.42 г. товарищ Сталин требовал, «Чтобы все новые и новые воинские части шли на фронт ковать победу над озверелым врагом», рассматривая в этом один из источников силы и могущества Красной Армии. Приказом Народного Комиссара ВМФ адмирала Кузнецова от 10.05.42 г. при ВМАУ им. Сталина был сформирован 46 легко-штурмовой ночной Авиационный полк двухэскадрильного состава. На вооружении полка состояли легкие спортивные самолеты «УТ-1», вооруженные пулеметами «ШКАС» и «РС». Командиром полка был назначен, окончивший военно-морскую академию им. Ворошилова майор Михайлов Михаил Петрович. Военкомом полка был назначен батальонный комиссар Олейник Д.Н. Начальником штаба полка майор Васильев. Помощник командира полка по летной части – капитан Степанов. За короткое время (5 дней), заканчивается тренировка летного состава днем и ночью. Полк перелетает в Ейск, откуда и начинает боевые действия. В июне месяце полк впервые участвовал в боевой операции во взаимодействии с ночными бомбардировщиками и торпедными катерами. По данным разведки в порту Мариуполь обнаружено скопление кораблей противника. Группе ТК была поставлена задача – поставить мины у выхода из порта Мариуполь, закрыть выход из порта для фашистских кораблей. Торпедные катера взаимодействовали с ночными бомбардировщиками, которые должны были «висеть» над городом, отвлекая на себя ПВО противника, главным образом прожектора.

Задача 46 АП была – подавление прожекторов и ЗА противника. Из полка участвовало всего два самолета «УТ-1». Первыми ночью на боевое задание вылетели: капитан Павлов (ныне командир 46 АП) и лейтенант Никольский. Павлов и Никольский задание выполнили отлично, уничтожили три и погасив два прожектора противника, кроме того подавили огонь двух батарей ЗА. Торпедные катера свою задачу выполнили успешно. Наутро следующего дня фашистский транспорт, выходя из порта Мариуполь, подорвался на минах, поставленными торпедными катерами.

От командира соединения торпедных катеров летчики Павлов и Никольский получили БЛАГОДАРНОСТЬ за умело оказанную помощь торпедным катерам при выполнении ими боевого задания.

Вскоре полк перебрасывают с Азовского на Черное море в район Новороссийск – Геленджик. По прежнему полк выполняет задачу, действуя ночью по дорогам уничтожая живую силу и технику врага, делая по три-четыре вылета за ночь. За три месяца боевых действий на побережье Азовского и Черного морей полк произвел 780 боевых самолето-вылетов. За успешное выполнение боевых заданий часть личного состава награждена орденами и медалями, среди награжденных были командир полка майор Михайлов, зам.командира полка по п/части батальонный комиссар Олейник, капитан Павлов и другие.

В ноябре месяце 1942 года приказом начальника воздушных сил ВМФ генерал-полковника Жаворонкова, 46 ШАП уходит в тыл на переформирование.

Переформирование происходит при первом ЗАП ВВС ВМФ (село Чамзинка Мордовской АССР). Полк получает новую материальную часть. Легкомоторные «УТ-1» заменяются грозными «ИЛ-2». Предстояла серьезная ответственная задача – в короткий срок переучить летный состав к полетам на новой материальной части. Одним из первых в полку осваивает новый тип самолета капитан Павлов, старший лейтенант Евдокимов, став в последующем основными инструкторами по вводу в строй молодых летчиков.

В мае 1943 года полк прибывает на Север и в скором времени включается в активную боевую работу.

Для передачи боевого опыта в полк прибыл знатный штурмовик Балтики – Герой Советского Союза капитан Мазуренко, под руководством которого и проводились первые боевые операции штурмовиков на Севере.

Среди отдельных товарищей распространилось мнение о том, что якобы самолет «ИЛ-2» не приспособлен для действия по крупным морским целям, как транспорта и другие корабли, что самолет «ИЛ-2» специфически сухопутный самолет и т.д. В доказательство этой теории приводились такие примеры, как ограниченный радиус действия и недостаточная бомбовая нагрузка самолета «ИЛ-2» и др.

Одной из заслуг летчиков 46 Штурмового полка является то, что они своей боевой работой доказали полную несостоятельность этих рассуждений. Уже в первых боевых вылетах по кораблям противника в Баренцевом море, летчики 46 полка на самолете «Ил-2» с успехом топили фашистские корабли различных типов, от мотоботов до транспортов, водоизмещением в 10-12 тыс. тонн.

7.06.43 года первым на Северном флоте на самолете «ИЛ-2» потопил фашистский транспорт в 5 тыс. тонн лейтенант Гуляев (ныне майор, Герой Советского Союза).

12.06.43 г. При нанесении бомбо-штурмового удара по кораблям противника в порту Эккере, вторым на Севере потопил фашистский транспорт в 1600 тонн Герой Советского Союза капитан Мазуренко.

12.07.43 г. При нанесении бомбо-штурмового удара по конвою противника, состоящего из танкера 10-12 тыс. тонн, двух транспортов по 5-6 тыс. тонн каждый, 5 СКР и два МО третьим на Северном флоте потопил фашистский танкер в 6 тыс. тонн ст. лейтенант Осыка (ныне майор – Герой Советского Союза).

Так изо дня в день в ожесточенных боях с немецкими захватчиками Североморские Штурмовики доказали полную пригодность самолета «ИЛ-2» для действий по крупным морским целям противника. Специализируясь в нанесении бомбо-штурмовых ударов по крупным морским целям, летчики 46 полка действовали по сухопутным целям противника, нанося удары по аэродромам, зенитным батареям и дорогам, уничтожая живую силу и технику противника.

28.08.43 г. штурмовики 8-ю самолетами «ИЛ-2» ведущий командир полка майор Михайлов наносили бомбо-штурмовой удар по аэродрому Луостари. В боевом вылете участвовали летчики и воздушные стрелки:

Михайлов – Лягушин

Васильев – Гусев

Комиссаров – Евгеньев

Варгин – Жмаков

Федоров – Зверев

Котов – Маврушин

Каличев

Синицын

Операция проводилась в условиях сильного противодействия противника. Еще до подхода цели штурмовики были атакованы фашистскими истребителями. Ведя жестокий воздушный бой, применяя тактику «крутых змеек», «ножниц», штурмовики продолжали полет к цели.

В районе аэродрома немецкие истребители прекратили атаку, отошли в сторону для того, чтобы атаковать штурмовиков при отходе от цели. В это время по штурмовикам открыла массированный огонь ЗА противника, путь штурмовиков преграждало море огня. Маневрируя в зоне зенитного огня, штурмовики подошли к цели, сбросили бомбы и пулеметно-пушечным огнем прочесали стоянки фашистских самолетов. При отходе от цели штурмовиков вновь атаковали немецкие истребители. Зенитным снарядом повредило мотор у ведущего группы – майора Михайлова. Произведя благополучно посадку на болото, отважный штурмовик майор Михайлов со своим воздушным стрелком мл. лейтенантом Лягушиным пешком по сопкам и болотам трое суток добирались до родного аэродрома.

10 фашистских самолетов уничтожили штурмовики на аэродроме и сбили один самолет в воздушном бою. 8 очагов пожаров, до 10 взрывов большой силы – таков итог этой боевой операции Североморских штурмовиков.

27.09.43 г. еще более мощный удар по логову врага аэродрома Луостари нанесли штурмовики, ведомые ст. лейтенантом Осыка. В результате этого удара штурмовики уничтожили 14 самолетов, подожгли ангар и здание авиамастерских, подавили огонь трех зенитных батарей. Большой урон понесли фашисты от удара знатного штурмовика – североморца, ныне командира 46 полка – майора Павлова.

14.09.43 г. Воздушная разведка обнаружила в Варангер-фиорде крупный фашистский конвой, состоящий из двух танкеров, трех транспортов и 15 кораблей охранения.

Для нанесения удара по фашистскому конвою вылетела группа штурмовиков, ведомая капитаном Павловым. Всеми мерами фашисты пытались помешать удару штурмовиков, они выслали на встречу нашим самолетам свои истребители.

При подходе к конвою советские штурмовики были встречены сильным огнем ЗА со всех кораблей охранения, но ни фашистские истребители, не сильный зенитный огонь не сбили штурмовиков с боевого курса. Павлов искусно маневрируя в разрывах зениток уверенно вел своих воспитанников к цели. Метко сброшенными бомбами штурмовик Павлов потопил танкер в 10-12 тыс. тонн, а ст. лейтенант Евдокимов потопил танкер в 8-10 тыс. тонн. Сержанты Васильев и Якубович подожгли по одному СКА каждый. Воздушные стрелки – сержанты Холод и Скороходов сбили по одному «МЕ-109» каждый, а воздушный стрелок капитана Павлова сержант Гусев сбил два «МЕ-109» и лейтенант Белашов сбил один «МЕ-109». Вражеский снаряд вывел из строя мотор на самолете Павлова в 12-ти километрах от берега, Павлов произвел посадку на воду, самолет быстро затонул. Павлов со своим стрелком Гусевым 12 часов плавали на маленькой резиновой шлюпке в открытом море и только утром следующего дня были подобраны на шлюпку краснофлотцами нашего поста СНИС.

Сентябрь месяц 1943 года был самым напряженным месяцем боевой работы полка. 8 крупных боевых операций провел полк за месяц, но главным является то, что в сентябре месяце фашисты понесли наибольшие потери от ударов североморских штурмовиков. Только за сентябрь месяц 1943 года штурмовики потопили два танкера общим водоизмещением в 20 тыс. тонн, два транспорта водоизмещением в 13 тыс. тонн, два мотобота. Повредили – три транспорта общим водоизмещением в 18 тыс. тонн, два СКА.

Сбили в воздушных боях 6 самолетов противника, на земле уничтожили 14 самолетов противника. Подожгли ангар и авиамастерские на аэродроме Луостари.

Не один раз летчики 46 АП в боях с немецкими захватчиками показывали образцы героизма и отваги. Летный состав никогда не забудет одного из своих любимцев, замечательного летчика большевика Колтунова - инициатора боевого девиза полка «штурмовики с боевого курса не сворачивают», который вместе с лейтенантом Дороховым вел воздушный бой в течение 20 минут в три раза с превосходящим количеством истребителей противника типа «МЕ-110». Капитан Колтунов со своим штурманом мл. лейтенантом Корсунским героически погибли, но боевой приказ выполнили.

Колтунов для многих других служил примером настоящего командира единоначальника. Свой боевой опыт как летчика он умело сочетал с глубоким всесторонним воспитанием своих подчиненных. У Колтунова всегда хватало времени на полеты, на офицерскую учебу и на повседневную партийно-политическую работу.

Наряду с боевыми подвигами летчиков, боевые успехи штурмовиков в немалой степени зависели от повседневной партийно-политической работы, умело организованной зам.командира по п/части 46 ШАП майором Олейником.

За 6 месяцев боевой работы в 1943 году летчики 46 полка

ПОТОПИЛИ ПОВРЕДИЛИ

Транспортов 4 11

Танкеров 4 1

Тральщиков 2 0

СКР 3 1

СКА 2 2

Морских охотников 2 0

Самоходных барж 2 0

Мотоботы 4 0

УНИЧТОЖИЛИ:

Самолетов на земле - 37

Сбили самолетов в воздушных боях - 25

Подавлен огонь ЗА, ЗБ, ЗПТ - 23

Взорвано складов с боеприпасами - 7

Уничтожено повозок с грузами - 6

Уничтожено домов - 17

Разрушено ангаров - 1

Разрушено авиамастерских - 1

Вызвано взрывов и пожаров - 86

Награды ветерана

Орден Нахимова 1 степени
Орден Нахимова 2 степени

Биография после войны

Родился 24 декабря 1920 года в г.Урюпино Сталинградской области (ныне - г.Урюпинск Волгоградской области).

В 1939 году, еще в период обучения в школе, закончил аэроклуб в Борисоглебске. В 1940 году, получив полное среднее образование, поступил в школу инструкторов ОСОАВИАХИМА, по окончанию которой в 1941 году был направлен на работу в Канский аэроклуб.

В 1942 году направлен во 2-ю школу пилотов ВМФ, где окончил курсы командиров звеньев. Как раз в это время там преподавал прославленный летчик-штурмовик Герой Советского Союза Нельсон Георгиевич Степанян. В октябре 1943 года в звании младшего лейтенанта прибыл в 46 ШАП ВВС СФ для дальнейшего прохождения службы.

За год активных боевых действий Валентин Михайлович прошел ступени - от дублера командира звена, до заместителя командира эскадрильи. Совершил 51 боевой вылет, в том числе, возглавляя большие группы штурмовиков. За этот же срок был награжден 3-мя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени (хотя представлялся к присвоению звания ГСС - в ЦВМА хранится представление, подписанное Г.В.Павловым).

В 1946 году по состоянию здоровья (сказались полученные ранения) был списан с летной работы и в 1947 году в звании старшего лейтенанта уволен в запас.

Вся последующая гражданская жизнь В.М.Скопинцева оказалась не связанной напрямую с авиацией... но, проживая в районе Летно-испытательного института им.Громова, он очень часто видел взмывающие в небо самолеты, и вряд ли не вспоминал при этом свою юность, проведенную в кабине грозного Ил-2...

Умер в 1996 году. Похоронен в Москве на Хованском кладбище.

Рекомендованные материалы
Зиновий Колобанов – танковый ас
7 Января 2016
Зиновий Колобанов – танковый ас
Был короткий период в нашей истории, когда о самом трудном, драматическом для нашей страны первом го...
Ялтинская конференция
9 Февраля 2016
Ялтинская конференция
4 февраля 1945 г. в Крыму открылись переговоры Сталина, Рузвельта и Черчилля.
Знаменитый летчик-ас И.Н. Кожедуб
5 Февраля 2016
Знаменитый летчик-ас И.Н. Кожедуб
Путь от летной школы до «свободной охоты» на врага.