Зверко Дмитрий Иванович

14.08.1909 - 06.02.1970
Меcто рождения:
г. Минск
Меcто призыва:
Дзержинский РВК БССР
Звание, в котором закончил войну:
инженер-подполковник
Дата призыва:
05.11.1931
Воинское формирование, в котором закончил войну:
1-й подвижной танко-агрегатно-ремонтный завод

Военная биография

Зверко Дмитрий Иванович, мой прадед, был призван в армию в 3-й железнодорожный полк г, Новобелица Прибалтийского военного округа в 1931г. Продолжил службу в 35-й авторемонтной базе в г. Новобелице. В мае 1940г. База в составе частей Красной армии была перебазирована в г. Рига, где авторемонтная база занималась ремонтом бронетехники и автомобилей, поврежденных в ходе Финской войны. Прадед служил в части при данной базе в качестве главного инженера-механика.
В 1941 году, после нападения на СССР Германией, авторемонтная база была эвакуирована (26 июня - момент эвакуации) в г. Ярославль, в ходе эвакуации, значительный вклад в организованную перевозку техники и личного состава внес и главный инженер-механик Зверко Дмитрий Иванович (тогда - в звании лейтенанта). При этом, эшелон с личным составом, а также семьей Дмитрия Ивановича (супруга Зверко Антонина Петровна, сыновья Борис, Анатолий, Марат (мой дедушка), в ходе эвакуации подвергся налету истребителей Люфтваффе. Из воспоминаний - «Люди выбегали из горящих вагонов и прятались в поле пшеницы, и их на бреющем полете расстреливали из пулеметов немецкие летчики». К счастью, никто из моей семьи не пострадал и в дальнейшем они благополучно были эвакуированы в г. Семенов, а далее - в г. Вышний Волочек Калининской области.
В г. Ярославль Зверко Дмитрий Иванович в составе 35-ой авторемонтной базы оставался в течение 5 месяцев, занимаясь ремонтом эвакуированной, а также пострадавшей в боях в ходе отступления Советских войск техники.
В начале 1942 года ремонтная база была преобразована в первую стационарную автобронетанковую ремонтную мастерскую Северо-Западного фронта.
В марте 1942 года база была передислоцирована в г. Вышний Волочек, где развернула ремонт грузовых автомобилей, а затем, с октября 1942 года - ремонт танковых двигателей «Т-34» и «КВ».
Зверко Дмитрий Иванович, уже в звании майора, превратил небольшую ремонтную базу Северо-Западного фронта в мощный Подвижной танко-агрегатный ремонтный Завод (ПТАРЗ №6), который вместе с другими аналогичными предприятиями возглавил фронтовую индустрию ремонта танков.
Имевшиеся к середине войны многочисленные ремонтные средства войск, армий и фронтов не могли применить прогрессивный агрегатный метод ремонта танков в полевых условиях из-за отсутствия или недостатка оборотного фонда агрегатов. Только к концу 1943 года эта задача была решена группой инициативных инженеров-танкистов Северо-Западного фронта — В. М. Коломийцем, С. И. Липатовым и Д. И. Зверко. Они предложили организовать капитальный ремонт агрегатов во фронтовых условиях на основе заводской технологии без использования стационарных производственных помещений и энергоустановок с тем, чтобы обеспечить ремонтной части автономность и возможность передвигаться в ходе операции вслед за войсками. Были сформированы и в начале сентября направлены на фронты два подвижных танкоагрегатных ремонтных завода, которые начали производить капитальный ремонт двигателей, коробок перемены передач, бортовых и главных фрикционов и других агрегатов танка Т-34, а также машин других марок. Кроме того, на этих заводах наладили ремонт и изготовление дефицитных деталей. К концу 1944 года уже девять фронтов имели по одному подвижному танкоагрегатному ремонтному заводу.
Это позволило каждому фронту почти полностью перейти на самообеспечение основными агрегатами и деталями при ремонте танков, развернуть широко агрегатный метод ремонта машин, а следовательно, повысить темп восстановления, приблизить капитальный ремонт танков к действующим войскам, резко сократить производственные мощности заводов промышленности, используемые для ремонта танков и изготовления запасных частей, уменьшить загрузку железнодорожного транспорта перевозками ремфонда в тыл и отремонтированных танков на фронт, максимально использовать детали и агрегаты с танков безвозвратных потерь на фронте.
За выдающиеся результаты ремонтной деятельности ПТАРЗ под руководством майора Зверко Д.И., в период с 1943-1945 год мой прадед получил 5 орденов Отечественной войны 1 и 2 степени, а также орден Красной Звезды.
Из воспоминаний: «При Северо-Западном фронте мы подчинялись Автобронетанковому Управлению СЗФ, под руководством генерал-полковника Ремизова. В ходе очередного посещения ПТАРЗ №6, генерал-полковник дал задание мне, начальнику ПТАРЗ №6, по ремонту 25 танков в течение суток в связи с тяжелым положением на фронтовой полосе (много танков пострадало в ходе контрнаступления Советских войск). Соответственно я срочно организовал вывоз с поля боя и из прифронтовой полосы 25 поврежденых танков к расположению ПТАРЗ. Во многих танках были обнаружены погибшие танкисты, сгоревшие заживо после попадания снарядов, вывоз танков тягачами сопровождался обстрелом мотострелковых частей противника, однако потерь личного состава удалось избужать.
Далее ремонтники, инженеры и сами танкисты из состава уцелевших экипажей уцелевших Т-34 работали всю ночь без передышки. В итоге приказ генерала было выполнено еще раньше - к утру следующего дня. Тем же днем генерал-полковник Ремизов прибыл с личным составом (танкисты) в расположение моей передвижной мастерской, обнаружив все танки отремонтированными и в состоянии боевой готовности, немедленно торжественно вручил мне орден Красной Звезды, сняв его со своего кителя, в присутствии офицеров и солдат»
При этом в ходе войны мой прадед Дмитрий Иванович прошел путь до Берлина, в составе Северо-Западного, 2-го Прибалтийского, 1-го Белорусского фронтов.
В Берлине также побывала и Зверко Антонина Петровна, супруга Зверко Дмитрия Ивановича, моя прабабушка, работала в течение года с 1945-1946г. Телефонисткой в Берлине (Полевая часть 21415). На вложенном фото она вместе с прадедом запечатлена на фоне Бранденбургских ворот и артиллерийской установки.
В 1945 году воевал с Японской оккупационной армией в Маньчжурии, в составе Дальневосточного фронта. Из воспоминаний - «При передвижении в горах танки срывались и падали в пропасть, приходилось очень аккуратно, с применением технических средств, организовывать их передвижение и ремонт вместе с фронтом». Конец войны (прекращение боевых действий на дальневосточном фронте) застал в звании инеженера-подполковника.

Ветеран участвовал в следующих сражениях:

  • В битвах непосредственно не участвовал, однако командовал ПТАРС №1, №6, передвигавшегося в прифронтовой полосе в ходе войны с 1943-1945гг

Награды ветерана

Орден Красной Звезды
Орден Отечественной войны 1 степени
Орден Отечественной войны 2 степени

Биография после войны

По окончании войны, прадед был переведен в Министерство внутренних дел и направлен на работу в качестве начальника Икшанской исправительной трудовой колонии в г. Икша Дмитровского района Московской области, где окончил свою службу. Автор многих инженерных изобретений и рационализаторских предложений (электромеханический плуг, к примеру)

Рекомендованные материалы
Партизанское и подпольное движение
Партизанское и подпольное движение
30 мая 1942 г. И.В. Сталин дал указание создать при Ставке Верховного главнокомандования Центральный...
Встреча  советских и американских войск на Эльбе
Встреча советских и американских войск на Эльбе
Даже в насыщенной многообразными событиями хронике Великой Отечественной войны дата 25 апреля 1945 г...
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин
19 марта день рождения легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича ...