Горячая линия: 8 (800) 500-46-49

Степанов Игорь Николаевич

18.09.1918 - 07.09.1968
Звание, в котором закончил войну:
гвардии капитан
Воинское формирование, в котором закончил войну:
337 авиационный полк дальнего действия, 4-ого гвардейского гомельского корпуса дальнего действия

Военная биография

Во время войны он был командиром экипажа бомбардировщика Б-25 «Митчел», служил в 337 авиационном полку дальнего действия, 4-ого гвардейского корпуса авиации дальнего действия.
Принимал участие в бомбардировочных налетах на военно-промышленные объекты, аэродромы, железнодорожные узлы противника: Бреслау, Моравска-Острава, Братислава, Веспрем, Папа, Сомбатеь, Шопрон, Винер, Ноцштадт, Зноймо и др. Совершил более 10 боевых вылетов на специальное задание командования в интересах Югославской Народно-Освободительной Армии.
7 июля 1944 г. младший лейтенант Степанов И.Н. получил приказ уничтожить железнодорожный узел Черемха (Польша). Когда до цели оставалось около 15 км., бомбардировщик был атакован немецким истребителем «Ме-110». При первой атаке истребителя был убит воздушный стрелок рядовой Петров, разбита верхняя башня и повреждена правая плоскость.
Несмотря на полученные повреждения, командир корабля Степанов И.Н. продолжал вести самолет к цели, отдав приказ штурману, младшему лейтенанту Кириченко, перейти в кабину стрелка-радиста и отбивать атаки истребителя. Повторной атакой истребитель вывел из строя правый мотор, возник пожар. Ответным пулеметным огнем бомбардировщику удалось отбиться от истребителя.
Израненный самолет дошел до цели и точно сбросил бомбы в цель.
В сводке Совинформбюро писалось: «В ночь на 8 июля наша авиация подвергла бомбардировке скопления немецких воинских эшелонов на железнодорожных узлах Черемха (северо-западнее Бреста) и Кайшадоры (восточнее Каунаса). В результате бомбардировки на железнодорожном узле Черемха возникли многочисленные пожары и произошёл взрыв большой силы.»
В 30 км, от цели, когда экипаж уже возвращался на свой аэродром, немецкий истребитель вновь атаковал самолет. Произвел еще две атаки, в результате которых были разбиты бензобаки правой плоскости. Степанов принимает решение с разворотом влево кротчайшим путем идти на свою территорию.
На высоте 100 м., истребитель очередной атакой зажег левый мотор, разбил навигаторскую кабину и повредил левую плоскость. Выпрыгнуть экипажу на парашютах было невозможно, так как самолет шел на бреющем полете. Командир корабля принял решения идти на посадку. Игорь Николаевич мастерски посадил плохо управляемый, горящий самолет и спас жизнь экипажу. Оказавшись в немецком тылу экипаж самолета похоронил убитого товарища, и начал движение в сторону линии фронта. Два дня несли тяжело раненого стрелка-радиста старшего сержанта Калинина. По дороге проводили разведку, собирали данные о расположении немецких гарнизонов, передвижении войск. Через два дня вышли в расположение партизан. Раненому была оказана медицинская помощь и через несколько дней экипаж самолетом был вывезен на «большую землю».
За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания гвардии младший лейтенант Степанова И.H. был представлен к правительственной награде ордену - "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1-й степени".
После возвращения в свою часть Игорь Николаевич продолжал «радовать» фашистов своими подарками с неба. Так в ночь с 14 на 15 марта 1945 года, при бомбардировочном налете на железнодорожный узел ВЕСПРЕМ, несмотря на сильное противодействие ПВО противника, самолет гвардии лейтенанта Степанова вышел точно на цель и сброшенными бомбами в районе железнодорожной станции создал два сильных взрыва, сопровождавшихся пожаром.
В сводке Совинформбюро писалось: «Удар нашей авиации по железнодорожному узлу и аэродрому Веспрем в Венгрии: В ночь на 15 марта наши тяжёлые бомбардировщики нанесли удар по железнодорожному узлу и аэродрому Веспрем в Венгрии. В результате бомбардировки на железнодорожном узле и аэродроме возникли пожары, сопровождавшиеся взрывами.».

За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте, борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии лейтенант СТЕПАНОВ был представлен к правительственной награде - Ордену «КРАСНОЕ ЗАМЯ»

Награды ветерана

Орден Отечественной войны 1 степени
Орден Отечественной войны 2 степени
Орден Красного Знамени

Биография после войны

После войны гвардии капитан Степанов не оставил штурвал самолета, он продолжил летать в полярной авиации. В составе 128 отряда ГВФ Игорь Николаевич совершал дальние перелеты, осуществляя перевозку грузов и людей в отдаленные точки крайнего севера. Красноярск, Норильск, Сахалин - основные точки базирования его отряда.
В 1964 году принял участие в 10-й Советской антарктической экспедиции.

Рекомендованные материалы
И. Д. Черняховский
18 Февраля 2016
И. Д. Черняховский
Иван Данилович Черняховский – один из наиболее талантливых молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе...
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
4 Апреля 2016
Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34
Легендарный шедевр советского, да и мирового танкостроения, вошедший во все справочники под индексом...
Крымская операция
22 Января 2016
Крымская операция
8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция советских войск