Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34

Легендарный шедевр советского, да и мирового танкостроения, вошедший во все справочники под индексом Т-34, открыл серию средних боевых машин в Советском Союзе. Именно этот танк стал символом Победы.

Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34

К концу 1930-х гг. основной моделью, состоявшей на вооружении танковых войск РККА, были легкие машины серии БТ (быстроходные танки). Однако во время вооруженных конфликтов этого времени, в которых принимала участие Красная армия, было выявлено несколько дефектов легких танков при высокой скорости передвижения: слабое бронирование, недостаточный калибр вооружения и высокая пожароопасность. Особенно ярко это показали события весны-лета 1939 г. в районе монгольской реки Халхин-Гол, где советским и монгольским подразделениям пришлось столкнуться с японскими войсками.

По итогам боев на Халхин-Голе Г. К. Жуков писал, что «танки БТ-5 и БТ-7 слишком огнеопасны». В составленных после боев отчетных документах 1-й армейской группы приводятся следующие данные: «Потери танков и броневиков от огня различных родов войск ориентировочно распределяются так: от противотанковой артиллерии – 75–80%; от «бутылочников» – 5–10%; от огня полевой артиллерии – 15–20%; от авиации – 2–3%; от ручных гранат, мин – 2–3%.

Наибольшие потери танки и броневики несли от противотанковой артиллерии и от «бутылочников» – приблизительно от обоих средств противотанковой обороны 80–90% всех потерь. От бросания бутылок танки и броневики горят, от попадания противотанковых снарядов почти все танки и броневики тоже горят и восстановлению не подлежат. Машины приходят в полную негодность, пожар вспыхивает за 15–30 с. Экипаж всегда выскакивает в горящей одежде. Пожар дает сильное пламя и черный дым (горит, как деревянный домик), наблюдаемый с дистанции 5–6 км. Через 15 минут начинают взрываться боеприпасы, после взрыва которых танк может быть использован только как металлолом.*

По образному выражению одного японского офицера, «погребальные костры горящих русских танков были похожи на дымы сталелитейных заводов в Осаке». Причиной этого являлся конструктивный недостаток всего семейства танков БТ, заключавшийся в расположении больших по площади бензобаков по бортам боевого отделения. Они легко поражались артиллерийским огнем независимо от используемого топлива. Таким образом, перед советским военным руководством стоял вопрос о срочной разработке новой модели танка с усиленным бронированием и большим калибром башенного орудия.

Осенью 1939 г. началась разработка опытного образца группой конструкторов под руководством талантливого молодого инженера М. И. Кошкина.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 г. в деревне Брынчаги Ярославской области. Когда ему было 7 лет, на лесозаготовках погиб его отец. Мать пошла батрачить, чтобы прокормить троих детей. В 1917 г. он был призван в Красную армию. После окончания гражданской войны был направлен в Коммунистический университет, где учился с 1921 по 1924 г. После его окончания работал на различных административных и партийных должностях. В 1929 г. его, как инициативного работника, в числе «парттысячников» направили для обучения в Ленинградский политехнический институт. М. И. Кошкин был зачислен на кафедру «Автомобили и тракторы». В 30-е гг. в Ленинграде формировалась научная и производственная база танкостроения, и кафедра стала основным звеном по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли. После успешной защиты в 1934 г. инженер М. И. Кошкин был направлен на работу на Ленинградский завод опытного машиностроения им. С. М. Кирова. Танковое производство на этом заводе было организовано в начале 30-х гг., после того как правительство СССР поручило заводу реализовывать большую программу опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по боевым машинам.

Михаил Ильич Кошкин за свою недолгую творческую жизнь разработал и довел до серийного образца только одну машину. Но какую! По инициативе зарубежных специалистов танк Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Он оказал решающее влияние на все послевоенное развитие мирового танкостроения.

Танк Т-34 был создан на базе опытного среднего А-32 и был принят на вооружение в декабре 1939 г. Конструкция этой машины знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В нем впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-миллиметровой пушкой Л-11, которая вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых машин решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено более 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

Новый опытный танк получил обозначение А-34.

В октябре – ноябре 1939 г. велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной армии под индексом Т-34.

Первые три серийные машины в ноябре – декабре 1940 г. подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков – Кубинка – Смоленск – Киев – Харьков. Испытания проводили командиры НИИБТ Полигон. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 г. превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.

Первоначально в танк ставили 76-миллиметровую пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 г. наряду с Л-11 стали устанавливать 76-миллиметровую пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 г. танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключился завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадетали, привезенные из Харькова.

Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик. Всего за это время было изготовлено 35 312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию. Стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред «тридцатьчетверке» лишь с дистанции 100 метров, в то время как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии. На участках массового применения танков Т-34 немецкие войска были охвачены паникой.

Советские танкисты осваивали новый танк и тактику его применения. 6 октября 1941 г. части 4-й танковой бригады полковника М. Е. Катукова нанесли тяжелое поражение танкистам генерала Гудериана на Тульском шоссе. За считаные минуты было уничтожено 30 немецких танков.

В это время в Красной армии появился танкист-ас лейтенант Д. Лавриненко, которому удалось подбить 52 фашистских танка. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, Дмитрий Лавриненко погиб в ноябре 1941 г.

Серьезным испытанием в годы войны для Т-34 была Курская битва летом 1943 г. В ходе нее немцы применили новые танки – «тигр» и «пантера». Они были хорошо вооружены и защищены толстой броней. Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны произошло под Прохоровкой. В нем приняло участие около 1200 танков. Обе стороны понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажей старшины А. Милюкова и немецкого танка. Наша «тридцатьчетверка» против «пантеры». На начальном этапе боя преимущество было у немца, поэтому Милюков стремился как можно быстрее сократить дистанцию. Старшина сам сидел за рычагами и бросал машину из стороны в сторону. Немецкие танкисты не могли поразить «тридцатьчетверку». «Пантера» стала пятиться назад. Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил днище под выстрел.

В 1944 г. Т-34 вновь модернизировали, поставив новую башню с 85-миллиметровой пушкой. В состав экипажа вошел наводчик, что позволило командиру более эффективно руководить действиями всего экипажа. Новый танк получил название Т-34-85. С такой пушкой советский танк мог на равных биться с большинством немецких.


* Коломиец М. Бои у реки Халхин-Гол, май – сентябрь 1939 года. М.: Стратегия КМ, 2002. С. 67

Н. А. Копылов к. и. н.,
главный специалист Российского военно-исторического общества,
доцент МГИМО (Университета)

Вернуться к списку статей
Партизанское и подпольное движение
Партизанское и подпольное движение
30 мая 1942 г. И.В. Сталин дал указание создать при Ставке Верховного главнокомандования Центральный...
Второй фронт
Второй фронт
20 мая 1942 года нарком иностранных дел В.М. Молотов, совершив рискованный перелет через территорию,...
Первые гвардейские минометные полки
Первые гвардейские минометные полки
В январе 1942 года по решению Ставки ВГК началось формирование 20 гвардейских минометных полков.