Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34

Легендарный шедевр советского, да и мирового танкостроения, вошедший во все справочники под индексом Т-34, открыл серию средних боевых машин в Советском Союзе. Именно этот танк стал символом Победы.

Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о серийном производстве танка Т-34

К концу 1930-х гг. основной моделью, состоявшей на вооружении танковых войск РККА, были легкие машины серии БТ (быстроходные танки). Однако во время вооруженных конфликтов этого времени, в которых принимала участие Красная армия, было выявлено несколько дефектов легких танков при высокой скорости передвижения: слабое бронирование, недостаточный калибр вооружения и высокая пожароопасность. Особенно ярко это показали события весны-лета 1939 г. в районе монгольской реки Халхин-Гол, где советским и монгольским подразделениям пришлось столкнуться с японскими войсками.

По итогам боев на Халхин-Голе Г. К. Жуков писал, что «танки БТ-5 и БТ-7 слишком огнеопасны». В составленных после боев отчетных документах 1-й армейской группы приводятся следующие данные: «Потери танков и броневиков от огня различных родов войск ориентировочно распределяются так: от противотанковой артиллерии – 75–80%; от «бутылочников» – 5–10%; от огня полевой артиллерии – 15–20%; от авиации – 2–3%; от ручных гранат, мин – 2–3%.

Наибольшие потери танки и броневики несли от противотанковой артиллерии и от «бутылочников» – приблизительно от обоих средств противотанковой обороны 80–90% всех потерь. От бросания бутылок танки и броневики горят, от попадания противотанковых снарядов почти все танки и броневики тоже горят и восстановлению не подлежат. Машины приходят в полную негодность, пожар вспыхивает за 15–30 с. Экипаж всегда выскакивает в горящей одежде. Пожар дает сильное пламя и черный дым (горит, как деревянный домик), наблюдаемый с дистанции 5–6 км. Через 15 минут начинают взрываться боеприпасы, после взрыва которых танк может быть использован только как металлолом.*

По образному выражению одного японского офицера, «погребальные костры горящих русских танков были похожи на дымы сталелитейных заводов в Осаке». Причиной этого являлся конструктивный недостаток всего семейства танков БТ, заключавшийся в расположении больших по площади бензобаков по бортам боевого отделения. Они легко поражались артиллерийским огнем независимо от используемого топлива. Таким образом, перед советским военным руководством стоял вопрос о срочной разработке новой модели танка с усиленным бронированием и большим калибром башенного орудия.

Осенью 1939 г. началась разработка опытного образца группой конструкторов под руководством талантливого молодого инженера М. И. Кошкина.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 г. в деревне Брынчаги Ярославской области. Когда ему было 7 лет, на лесозаготовках погиб его отец. Мать пошла батрачить, чтобы прокормить троих детей. В 1917 г. он был призван в Красную армию. После окончания гражданской войны был направлен в Коммунистический университет, где учился с 1921 по 1924 г. После его окончания работал на различных административных и партийных должностях. В 1929 г. его, как инициативного работника, в числе «парттысячников» направили для обучения в Ленинградский политехнический институт. М. И. Кошкин был зачислен на кафедру «Автомобили и тракторы». В 30-е гг. в Ленинграде формировалась научная и производственная база танкостроения, и кафедра стала основным звеном по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли. После успешной защиты в 1934 г. инженер М. И. Кошкин был направлен на работу на Ленинградский завод опытного машиностроения им. С. М. Кирова. Танковое производство на этом заводе было организовано в начале 30-х гг., после того как правительство СССР поручило заводу реализовывать большую программу опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по боевым машинам.

Михаил Ильич Кошкин за свою недолгую творческую жизнь разработал и довел до серийного образца только одну машину. Но какую! По инициативе зарубежных специалистов танк Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Он оказал решающее влияние на все послевоенное развитие мирового танкостроения.

Танк Т-34 был создан на базе опытного среднего А-32 и был принят на вооружение в декабре 1939 г. Конструкция этой машины знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В нем впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-миллиметровой пушкой Л-11, которая вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых машин решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено более 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

Новый опытный танк получил обозначение А-34.

В октябре – ноябре 1939 г. велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной армии под индексом Т-34.

Первые три серийные машины в ноябре – декабре 1940 г. подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков – Кубинка – Смоленск – Киев – Харьков. Испытания проводили командиры НИИБТ Полигон. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 г. превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.

Первоначально в танк ставили 76-миллиметровую пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 г. наряду с Л-11 стали устанавливать 76-миллиметровую пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 г. танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключился завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадетали, привезенные из Харькова.

Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик. Всего за это время было изготовлено 35 312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию. Стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред «тридцатьчетверке» лишь с дистанции 100 метров, в то время как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии. На участках массового применения танков Т-34 немецкие войска были охвачены паникой.

Советские танкисты осваивали новый танк и тактику его применения. 6 октября 1941 г. части 4-й танковой бригады полковника М. Е. Катукова нанесли тяжелое поражение танкистам генерала Гудериана на Тульском шоссе. За считаные минуты было уничтожено 30 немецких танков.

В это время в Красной армии появился танкист-ас лейтенант Д. Лавриненко, которому удалось подбить 52 фашистских танка. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, Дмитрий Лавриненко погиб в ноябре 1941 г.

Серьезным испытанием в годы войны для Т-34 была Курская битва летом 1943 г. В ходе нее немцы применили новые танки – «тигр» и «пантера». Они были хорошо вооружены и защищены толстой броней. Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны произошло под Прохоровкой. В нем приняло участие около 1200 танков. Обе стороны понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажей старшины А. Милюкова и немецкого танка. Наша «тридцатьчетверка» против «пантеры». На начальном этапе боя преимущество было у немца, поэтому Милюков стремился как можно быстрее сократить дистанцию. Старшина сам сидел за рычагами и бросал машину из стороны в сторону. Немецкие танкисты не могли поразить «тридцатьчетверку». «Пантера» стала пятиться назад. Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил днище под выстрел.

В 1944 г. Т-34 вновь модернизировали, поставив новую башню с 85-миллиметровой пушкой. В состав экипажа вошел наводчик, что позволило командиру более эффективно руководить действиями всего экипажа. Новый танк получил название Т-34-85. С такой пушкой советский танк мог на равных биться с большинством немецких.


* Коломиец М. Бои у реки Халхин-Гол, май – сентябрь 1939 года. М.: Стратегия КМ, 2002. С. 67

Н. А. Копылов к. и. н.,
главный специалист Российского военно-исторического общества,
доцент МГИМО (Университета)

Вернуться к списку статей
Встреча  советских и американских войск на Эльбе
Встреча советских и американских войск на Эльбе
Даже в насыщенной многообразными событиями хронике Великой Отечественной войны дата 25 апреля 1945 г...
Освобождение Крыма
Освобождение Крыма
8 апреля 1944 года – начало освобождения Крыма Красной армией.
Прочти меня, если сможешь
Прочти меня, если сможешь
Советские "тьюринги" и криптография времен Великой Отечественной Войны